Ваш ли этот чай?

«Наш чай», «наше семейное дело уже много поколений» — так пишут в рекламе чая многие британские фирмы

(к примеру, североирландская компания «Томпсон» — http://punjana.com/about-us/why-pick-punjana/) — с таким видом, словно это они лично и их дети и другие близкие родственники собирают чайный лист на плантациях в далекой Индии или Кении. А среднебританский/ирландский потребитель с наслаждением пьет свою «сuppa», гордясь тем, что «в его стране» такой вкусный чай. О том, кто его выращивает и собирает, он просто никогда не задумывается.

А тем временем в далекой Индии только что отчаявшиеся сборщики чая, которым вообще не платили около 3 месяцев за их изнурительный, тяжкий труд, убили хозяина плантации, Раджеша Агарвала в штате Западная Бенгалия. За последние годы подобных нападений в разных концах Индии было уже несколько. Сельскохозяйственные рабочие там живут в очень тяжелых условиях, постоянно недоедают. В Ассаме в 2012 году сборщики чая заживо сожгли хозяина плантации и его жену. И поэтому, когда я читаю на пачках чая в соседнем супермаркете сладкие сказки от господ вроде Томпсонов — о том, как их мама или бабушка лично подбирала название «нашему» новому чаю, мне гораздо более пророческим кажется, что один из своих новых сортов чая они назвали «Титаником»…

BBC
(перевод: Ирина Маленко)