Бурсацкий фольклор

     Пугачёв Б.А.

 

Религиозное мировоззрение испытывает много нападок от атеистов – и философского плана, и этического, и иронии, и просто насмешек и ёрничества. Так, у Проспера Мериме в «Хронике времен Карла IX» умирает атеист, отказываясь от исповеди, а его друг даёт повод патеру ликовать – спас душу грешника. А вот Дидро написал роман «Монахиня» где ратует за следование природе, против изуверства религиозных догматиков. Художник Жан Эффель в своём альбоме «Сотворение мира» по-своему ироничен, а Лео Таксиль, ставший епископом и любимцем Папы Римского, чтобы разоблачить религиозный обман в своей «Забавной библии», ядовито насмешлив и даже грешит ёрничеством, не пугаясь обвинений в оскорблении чувств верующих. А кто помнит, кроме картины Репина «Отказ от исповеди», ещё и картину его же «Крестный ход в Курской губернии», тот, наверное, вспомнит и картину Перова «Сельский крестный ход на Пасху», где пастыри и верующие, вконец наклюкавшись, выходят с иконой, повернутой вверх ногами.

 Да что там говорить об оскорблении чувств, если обет безбрачия католических священнослужителей выливается чуть ли не в массовом порядке в педофилию и мужеложство. А впрочем, церковь сейчас освящает таинство брака и для геев, и для лесбиянок, и не считает это оскорблением святынь.

Но если кто полагает, что это что-то очень новенькое – то он ошибается. Стоит заглянуть в литературу эпохи Возрождения, например в «Кентерберийские рассказы» Джеффри Чосера или в «Декамерон» Джованни Боккаччо, у которого монах загоняет дьявола в ад, или на полпути между мужским и женским монастырём устраивают католический приют для сирот.

 Верующим много приходится страдать от неверующих. Но только как сами-то они, между собой? Ну, когда Ленина пугали – мол, покушается на верующий народ, то он разумно отвечал – народ у нас практичный, и к вере тоже относится практично, даже поговорки такие – «на бога надейся, а сам не плошай», или об иконах – «Годится молиться, годится и горшки накрывать». Ну, это о верующих, не атеистах даже.

А как в самих массах церковников, среди священнослужителей или семинаристов? Неужели в «Очерках бурсы» Николая Помяловского на бурсаков напраслина возведена? Довелось общаться с людьми из этой среды. Оказывается, и у них есть свой фольклор, не сочтите за оскорбление чувств верующих, отнеситесь как к наблюдённому факту. Изучаем ведь фольклор разных слоёв населения, никто не оскорбляется. Давайте познакомимся и с фольклором служителей культа. Хотя бы в нескольких образцах.

1. Сочинение

Отец Онуфрий задал бурсакам сочинение со словами на букву «о» И вот лучшее из них.

Отец Онуфрий, объезжая Онежские озёра, обнаружил обнажённую Ольгу.

Ольга – обратился отец Онуфрий, – отдайся!

Ольга отказалась.

– Отдайся, Ольга, озолочу!

Ольга отдалась. Окончив оную операцию, отец Онуфрий от обещенного отказался. Оскорблённая Ольга оторвала отцу Онуфрию орган оскорбления.

Оценка: Отлично, отрок окаянный.

 

2. Обязательность

Архиерей вместе с причтом инспектируют женский монастырь.

А настоятельница им баньку спроворила, с веничками, с можжевеловым парком. Вот они распарились вволюшку, а из предбанника мать–настоятельница напоминает:

– Святой отец, тут сёстры собрались, волнуются – ко сну уж пора, темнеет. Так секс-то будет, ай нет?

– Как не быть? Будет, обязательно. И неоднократно!

3. Вспомнил

Батюшка на окраине Петербурга вёл службу, а в церкви присутствовал сам архиерей. Батюшка перед начальством выкладывается, а начальство всё чего-то хмурится, вид очень озабоченный и недовольный. Вот батюшка изо всех сил старается, проповедь читает с особым чувством, бичует грешные поступки:

– А то, – говорит, – миряне ходят по кабакам, пьянствуют да богохульничают. Иные и во блуд впадают, да в дома терпимости к блудницам шастают!

Архиерей вдруг просветлел, по лбу себя хлопнул:

– Господи, так вот где я свои калоши оставил!

Вот, оказывается, и пастыри любят позубоскалить, греха не боятся.

Справка редакции: Бурса – церковный колледж по новому, бурсаки – ученики бурсы, будущие священнослужители (до рев.1917 г)