Запуск ракеты Falcon Heavy как свидетельство необходимости перемен в России

Из всех событий, которые пока что успели произойти в нынешнем 2018 году, одно из самых значительных – запуск в США 6 февраля сверхтяжёлой ракеты Falcon Heavy, разработанной компанией SpaceX.

Согласно опубликованным тактико-техническим данным, эта ракета способна вывести на низкую опорную орбиту 63 800 кг (в два раза больше, чем пока ещё несуществующая российская «Ангара»), на геопереходную орбиту – 26 700 кг, к Марсу 16 800 кг. Запуск был обставлен в лучших пиаровских традициях – в качестве полезной нагрузки в космос был запущен личный электромобиль Илона Маска Tesla, «за рулём» которого сидел манекен в скафандре футуристического вида разработки той же SpaceX. По первоначальному варианту планировалось запустить их к Марсу, но из-за отсрочки запуска электромобиль промахнётся мимо Марса и отправится к поясу астероидов, став таким образом рукотворной планетой Солнечной системы.

Конечно, само по себе это не самое уникальное достижение – были в истории и более мощные ракеты – например, советская «Энергия», 30-летие второго (и последнего) полёта которой мы будем отмечать в нынешнем году, могла запустить 100 тонн на низкую орбиту и 18 тонн на геостационарную. А до того была и американская ракета «Сатурн-5», способная вывести 140 тонн на низкую орбиту и 65 тонн на траекторию полёта к Луне. Но это всё когда-то было, а сегодня все эти навыки утрачены, и США пока оказались единственной страной, способной выводить на орбиту ракеты такого класса.

При этом интересно отметить, что Falcon Heavy по своему построению больше напоминает не «Энергию» или «Сатурн-5», а советскую лунную ракету H1 – вместо использования в первых ступенях небольшого числа сверхмощных двигателей использовалась конструкция, состоящая из большого числа более надёжных двигателей меньшей мощности (у советской H-1 было 30 двигателей, у нынешней Falcon Heavy – 27). Использование такой схемы опасно тем, что отказ всего одного из этих двигателей ведёт к аварии всей ракеты (поэтому советская Н-1 так и не сумела совершить ни одного удачного полёта), но сегодня значительно более совершенные системы управления позволили решить эту задачу. И, по мнению всех наблюдателей, самым замечательным стал не сам по себе старт ещё одной сверхтяжёлой ракеты, а впечатляющая сцена синхронного удачного приземления обеих боковых ступеней.

Применительно к России особенный интерес в этой истории представляет собой в первую очередь реакция российской официальной пропаганды. Утром 7 февраля по московскому времени, когда ещё не было окончательно ясно, чем закончится запуск, вся российская официальная пропаганда в качестве главной новости злорадно с восторгом рассказывала о том, что центральная ступень Falcon Heavy не сумела успешно вернуться на Землю и упала в океан. Типа, пустячок, а приятно. Но когда всему миру стало очевидно, что запуск триумфально удался, то было интересно заметить, что поведение российских прокремлёвских пропагандистов напоминало их поведение после массовых оппозиционных акций 10 декабря 2011 года и 26 марта 2017 года – когда они сначала несколько дней молча сидели в ступоре и не знали как реагировать, и только затем наконец напрягли свои интеллектуальные усилия и составили для своих СМИ и сетевых троллей так называемые «темники» – т.е. набор кратких тезисов, как нужно освещать это событие. Применительно к запуску SpaceX эти «темники» представляли собой следующее:

1) «ничего такого этот Маск не совершил, у нас уже была ракета «Энергия»,

2) «всё это Маск делает исключительно с целью пиара»,

3) «его компания Tesla на грани банкротства, и поэтому он запустил в космос свой автомобиль, чтобы пустить пыль в глаза акционерам»,

4) «и вообще всё равно мы вас всех шапками закидаем»,

5) «за что вы, оппозиционеры …ные, так свою Родину ненавидите?»

Попробуем ответить на эти «аргументы»:

«Ничего такого этот Маск не совершил, у нас уже была ракета «Энергия». Во-первых, у кого это «у нас»? Это не у вас, господа, в буржуазной России, а у нас в СССР была ракета «Энергия». А вы пока что ничего подобного создать оказались не в состоянии. Единственное, в чём пока Рогозин и его подчинённые действительно показали себя как сверхэффективные менеджеры – это, во-первых, в «освоении финансовых средств» при строительстве космодрома Восточный (за что очередная партия этих «эффективных менеджеров» на днях получила обвинительные судебные приговоры, т.е. мы теперь имеем полное право открыто называть их преступниками), а во-вторых, в организации всевозможных «оптимизаций» и «массовых увольнений».

И, господа, если вы утверждаете, что у нас была ракета «Энергия», то ответьте, где она сейчас? Где? Если вы затрудняетесь ответить на вопрос «где» (гусары, молчать!), я вам подскажу, кому вы можете задать этот вопрос. Задайте его нынешнему руководителю Научно-технического совета (НТС) Роскосмоса Ю.Н. Коптеву – под руководством которого в 2001 году была уничтожена орбитальная станция «Мир», а ещё раньше – система «Энергия»-«Буран». С таким начальником НТС российская космическая отрасль вряд ли может рассчитывать на успехи, даже если бы никаких других проблем не было.

В ответ на утверждение, что «Маск осуществил эту пиаровскую акцию, чтобы отвлечь внимание от банкротства своей автомобильной компании Tesla» – то, конечно, не без этого, но, господа, кто мешает вам попиариться таким же образом? Например, запустить в сторону Солнца робота Фёдора на «Ладе-Калине», чтобы тем самым поднять капитализацию «АвтоВАЗа»? Тем более, как известно, для нынешнего главы Роскосмоса И. Комарова АвтоВАЗ – это предприятие не чужое. Ах, вам не на чем их запустить? Ну-ну…

Финансовые проблемы у компании Tesla действительно существуют, но Илон Маск, хоть и капиталист, но решает эти проблемы вполне в стиле плановой экономики – компенсирует убыточность одних своих организаций за счёт прибыльности других. Например, компенсировать убыточность Tesla за счёт явно возросшей капитализации SpaceX у него хорошо получилось. Недавно, кстати, совет директоров компании Tesla постановил на период исправления финансового положения кампании лишить Маска зарплаты. Маск с его пятью детьми, конечно, с голоду не умрут, но можете ли вы себе представить, чтобы в России, например, И.И. Сечин отказался бы от миллионной зарплаты в день по причине того, что у его «Роснефти» соотношение прибылей и убытков тоже обстоит, мягко скажем, не самым лучшим образом.

Один из авторов газеты «Советская Россия», комментируя ситуацию после запуска Falcon Heavy, не без ехидства заявлял: «Поначалу, естественно, вся мощь кремлевского агитпропа будет брошена на то, чтобы эту новость с Falcon Heavy всячески принизить. Когда же до кремлевских сидельцев дойдет, что нужного эффекта не получается, естественно, прямо перед камерами «гарант конституции» начнет раздавать указания немедленно «догнать и перегнать». Выскочит Рогозин и начнет направо и налево раздавать обещания, что мы в два счета обскачем Маска с его «Фалконом». Прямо перед телекамерами начнет раздавать обещания, что завтра-послезавтра такую же ракету у нас на старт выкатят. Интервью чиновниками будут раздаваться пачками. «Охранители» бросятся кричать на каждом углу, что мы сейчас в два счета америкосов переплюнем, только вот поднатужимся и враз сбацаем немыслимое». И как в воду глядел. Вот президент Путин в своём послании 1 марта угрожал «вероятному противнику» каким-то немыслимым «чудо-оружием», которого якобы нет ни у кого в мире, кроме путинской России. Правда, множество экспертов уже отметили, что всё это путинское «чудо-оружие» – это либо старые советские проекты 70-х годов, от которых ещё тогда отказались как неэффективных, либо идеи, которые пока ещё существуют только на бумаге. Помнится, в ХХ веке уже был в мире такой политический деятель, который в качестве последнего аргумента в борьбе за сохранение власти использовал словесные угрозы забросать всех своих противников якобы существующим у него «оружием возмездия». Как известно, не помогло ему тогда его мифическое «оружие возмездия»…

Подводя итог – успешный запуск в США сверхтяжёлой ракеты и неспособность современной буржуазной России создать что-то аналогичное – это говорит как минимум о том, что в российской космической отрасли не всё в порядке и нужно что-то делать. Как известно, патриотизм – это последнее прибежище негодяев. И поэтому когда нынешним прокремлёвским оппозиционерам нечего ответить на критику в адрес правящего режима, то они в ответ выкатывают стандартный убойный «аргумент»: «За что вы, оппозиционеры …ные, так нашу Родину ненавидите»?

Несомненно, среди российских комментаторов запуска Falcon Heavy было и некоторое количество проамериканских либералов, которые радовались успеху американцев только потому, что они любят всё американское. Но мы, коммунисты, критикуем правящий режим и обращаем внимание на достижения других стран для того, чтобы указать на имеющиеся проблемы и предложить пути их решения.

Для решения многих из проблем российской космонавтики достаточно мер, которые, вообще говоря, формально не выходят за рамки капитализма. Во-первых, установить чёткие цели развития космической отрасли. Потому что нынешняя ситуация, когда сначала осваивают бюджетные средства на очередной мегапроект («Клипер», «Русь-М», «Венера-Д», «Ангара», далее везде), а затем, успешно «освоив» бюджет, обо всех этих проектах забывают – то это в лучшем случае напоминает старую китайскую поговорку, что «когда не знаешь, куда плыть, ни один ветер не будет попутным»).

Во-вторых, следует отказаться от нынешнего курса, когда для предприятий космической (и не только космической, а и всех прочих высокотехнологичных отраслей) в качестве главных приоритетов ставятся «коммерциализация» и «выход на международные рынки», а вместо этого ставить приоритетом в первую очередь работу на потребности своей страны, по государственному плану (чиновники путинского режима тоже иногда любят на словах призывать к чему-то подобному, но на деле всю свою политику проводят с точностью до наоборот).

В третьих, отказаться от проводимых ныне «оптимизаций» и массовых увольнений, а, напротив, расширять и гот овить кадры предприятий для работы над новыми прорывными проектами. А чтобы стимулировать талантливых инженеров и рабочих идти на космические предприятия – например, бесплатно давать им служебное жильё. Для этого не надо даже тратиться на строительство нового жилья – достаточно просто в полном соответствии с законом реквизировать у какого-нибудь «эффективного девелопера» незаконно построенную многоэтажку и отдать её для заселения передовиков производства.

Все эти меры, повторюсь, гипотетически могли быть реализованы даже при сохранении капитализма. Но все они требуют, во-первых плановой экономики, во-вторых, отказа от неизбежно присущей капитализму антисоциальной политики. Поэтому для реального исправления проблем в космонавтике необходимо изменение общественного строя.

Надо сказать, передовые рабочие и инженеры космической и всех других высокотехнологичных отраслей это понимают. Не случайно на всех выборах за последние годы самая низкая явка и самый низкий процент голосов за партию власти и самый высокий уровень протестного голосования – в наукоградах. И 18 марта 2018 года, можете не сомневаться, будет так же. Но только пора уже давно понять, что голосованием вы ваших проблем не решите, а вместо этого нужно объединяться на своих рабочих местах и по месту жительства для организованной борьбы за свои права, и в конечном итоге – за рабочую (Советскую) власть и социализм.

А. Буслаев, член Идеологической комиссии ЦК РКРП-КПСС