Почему власти под видом борьбы с ДВК преследуют социалистов и левых?

16 марта в ДВД города Павлодара был вызван активист СДК Олег Федчук, которому было вручено предупреждение об участии в движении «Демократический Выбор Казахстана», хотя он там никогда не состоял. Также вызывали и других рабочих активистов и нефтяников в разных регионах  страны, связанных с нашим объединением, но никогда не состоявших в ДВК. Как выясняется,  после вердикта Есильского районного суда Астаны стали давить практически всех активных граждан, выступающих против политики правительства.

Вот что нам рассказал сам Олег Федчук:

«Сегодня меня доставили в УВД и предупредили, что в моих действиях усматриваются признаки участия в деятельности организации признанной экстремистской. Имелось в виду ДВК. Я заявил, что к ДВК не имею никакого отношения, а состою в СДК. Стали подробно расспрашивать о Курманове, упирали на то, что Курманов является сторонником Аблязова, а, следовательно, все контакты с ним будут рассматриваться как участие в деятельности экстремистской группы. Думаю, что юридически — это полный бред. Похоже «берут на понт». В беседе участвовали двое полицейских в штатском и майор из прокуратуры».

Естественно КНБ, прокуратура и полиция прекрасно осведомлены о том, что активисты Социалистического Движения Казахстана не входят в состав ДВК, как и его сопредседатель Айнур Курманов не входит в оргкомитет ДВК. Властям просто выгодно сейчас связать всех оппозиционных, социальных, гражданских и профсоюзных активистов с Аблязовым и объявить их членами «экстремистского» объединения, даже если они таковыми никогда не являлись.

То, что они стали массово вызывать людей в полицию на следующий день после решения суда само по себе уже является незаконным, так как этот вердикт на тот момент еще не вступил в законную силу, а сам текст суда никто даже не видел. Это еще раз говорит о том, что вердикт суда был лишь прикрытием и бумажкой для проведения кампании устрашения и репрессий всех неугодных, невзирая на то, каких они политических взглядов.

Мы со своей стороны должны подчеркнуть и в первую очередь для простых граждан, что у нас активистов Социалистического Движения Казахстана совершенно другая политическая организация, созданная на учредительной конференции в мае 2011 года в Алматы из представителей социальных  движений, профсоюзов и левых активистов. И сейчас в свете попыток властей произвести подмену, объединив всех несогласных в единое «экстремистское сообщество», мы должны заявить об этом, чтобы раскрыть эти планы властей и спецлужб.

Наша цель как движения в случае массового народного выступления осуществить полную национализацию всей крупной частной собственности, земли, крупной промышленности под контролем трудовых коллективов и разорвать все контракты по недропользованию с иностранными компаниями с запретом всем членам партии «Нур-Отан» участвовать в политической деятельности и занимать посты в государственном аппарате.

Это естественно не согласуется с праволиберальными взглядами самого лидера ДВК Мухтара Аблязова, выступающего за свободу рыночных отношений, за крупную частную собственность, в том числе и на землю, а в деле демократизации предлагающего установление «Парламентской республики». Поэтому не стоит нас путать со сторонниками ДВК! Но все по порядку…

 

Вопрос о Земле

Мы решительным образом и с самого начала возникновения Социалистического Движения Казахстана в 2011 году выступали и выступаем за полную национализацию всей земли сельскохозяйственного назначения с возможностью пожизненного владения ею только фермерами и гражданами ее обрабатывающими без права перепродажи.

Мы вступали за полную отмену не только антинародных поправок в Кодекс Законов о земле, дающим право иностранным компаниям и лицам скупать и арендовать землю, но и за ее отмену, так как с момента принятия в 2003 году, она закрепляла частную собственность на сельскохозяйственные участки. Именно этот Кодекс позволил бывшим председателям колхозов, скупившим или присвоившим паи сельских жителей, а также районным акимам, крупным чиновникам и олигархам стать латифундистами.

Произошел процесс полного обезземеливания народа и появления латифундистов паразитов, которые под прикрытием продкорпораций и «совместных предприятий» с китайским или иностранным участием, эксплуатирует аграрный сектор и дешевую рабочую силу. Они засеивают огромные площади техническими культурами, что ведет к оскудению почвы и к экологическим проблемам и делает страну придатком крупной промышленности того же Китая.

Поэтому мы говорим, что нельзя ограничиться отменой поправок в Земельный Кодекс или запретить приватизацию государственной земли. Необходима полная смена земельных отношений, когда земля будет полностью выведена из рыночного оборота в качестве товара. То есть нужна национализация всей земли и ее обобществление, в том числе и тех 3 миллионов 500 тысяч гектаров, находящихся в руках олигархов и латифундистов типа Кулагина.

Под обобществлением мы говорим, что она может быть передана всем казахстанцам, желающим ее обрабатывать, когда земельный фонд будет передан в распоряжение местных органов самоуправления и комитетов.

Когда же писалась программа ДВК, то после дискуссий Мухтар Аблязов согласился только на введение пункта о запрете приватизации государственной земли. Но в целом он считает, и в этом его праволиберальные убеждения, что вся земля в Казахстане должна быть в частной собственности. Мы не могли и не можем согласиться с такой постановкой вопроса. В случае победы его плана это будет означать дальнейший процесс приватизации земли и закрепление ее в руках крупных собственников.

Тем более, что Мухтар Аблязов даже не принимал никакого существенного участия в кампании против принятия поправок в 26 статью Конституции. Не выступал и не выступает он  и против экспансии китайского капитала, видимо считая важным и экономически выгодным сотрудничество с иностранными компаниями. Поэтому вопрос о земле является для нас одним из главных оселков, показывающих наши принципиальные расхождения.

 

Вопрос о Национализации

Цели и характер всякой политической борьбы связаны с двумя главными вопросами – вопросом о власти и вопросом о собственности.

Мы всегда четко и последовательно выставляли наше программное требование полной национализации всей промышленности, энергетики,  транспорта и банков под контролем трудовых коллективов. Это требование пронесли на своих знаменах героические нефтяники Жанаозена и Мангистау, которые почти восемь месяцев вели забастовку, которая была потоплена в крови властями.

Мы всегда выступали и выступаем за пересмотр итогов приватизации, как 90-х годов, так и нынешнего периода, которые стали базой по обогащению небольшой кучки придворных олигархов и правящей семьи Назарбаевых. Все государственные активы добывающих компаний, проданные иностранным компаниям, также должны быть возвращены в руки государства.

И дело не в мнимом ущемлении «среднего» и «малого» бизнеса, который разорялся и разоряется в условиях крупно-монополистического капитализма или в попрании интересов «среднего класса», которого у нас в Казахстане практически нет, а в экспроприации всей крупной частной собственности и капиталов, отобранных у всех казахстанцев под разными предлогами.

И тут у нас также принципиальные разногласия, так как Мухтар Аблязов и ДВК выступают за свободу рыночных отношений, за либерализацию экономики и за соблюдение прав крупной частной собственности. В своем последнем интервью он говорит о том, что нужно поддерживать и опираться на «богатых людей». Эти «богатые и сверхбогатые люди» появились в Казахстане именно благодаря режиму Назарбаева и являются неотъемлемой частью и стрежнем всей нынешней социально-экономической системы угнетения, грабежа и насилия над народом.

Все законодательство нынешнего государства защищает не только одну правящую семью Назарбаевых, но и всех богатых и сверхбогатых олигархов, латифундистов, менеджеров, хозяев торговых и добывающих компаний, тесно всеми нитями связанных с нынешней властью. Они и после возможного ухода Назарбаева и членов его семьи, будут пытаться воспроизвести авторитарный режим в том или ином виде для сохранения своего господства в обществе.

Мы же выступаем за то, чтобы коренным образом подорвать основы господства всего нынешнего правящего класса, а не только одного Назарбаева и его семьи, что возможно только за счет изменения социально-экономических и трудовых отношений и перераспределения национальных богатств из рук «богатых людей» в руки большинства. Иного способа не существует, так как любой другой ведет лишь к новому переделу собственности в рамках и внутри правящего класса и 90% народа ничего не даст.

Национализация крупной промышленности, добывающих предприятий, энергетики, транспорта, банков и других стратегических объектов, а также отъем крупных капиталов позволит лишить нынешних группировок крупной буржуазии рычагов влияния на политику, на избирательные процессы, на дальнейший курс развития страны, на возможность разворовывать национальный доход. Все назарбаевские олигархи окажутся во многом экономически и политически нейтрализованными.

И в момент наивысшей политической активности народных масс первый этап национализации необходимо проводить сразу и в явочном порядке снизу не дожидаясь созыва «демократического Парламента» и «Временного правительства» через захват во время забастовок трудовыми коллективами своих предприятий, через оккупацию «народными» и «местными комитетами» стратегических объектов в регионах. Этим будет заложены основы, как рабочего контроля над производством, так и затруднит последующие попытки иностранных и местных хозяев вернуть себе эти предприятия, и поставит ребром вопрос окончательной национализации перед новой властью.

 

Вопрос о пересмотре Контрактов по Недропользованию

То же самое касается и контрактов по недропользованию. Социалистическое Движение Казахстана всегда и везде выступало за то, чтобы обнародовать эти засекреченные и кабальные договора с иностранными корпорациями и за их полный пересмотр или отмену. С 90-х годов западные и американские нефтяные компании, поддерживающие режим Назарбаева, не платили в бюджет страны природную ренту, что уже может стать предлогом для отмены контрактов по недропользованию и арбитражных судов с целью изыскания недополученных средств.

Мухтар Аблязов в своих интервью говорит о том, что этот вопрос решится сам собой при смене власти.  Якобы при приходе честных и не коррумпированных чиновников и политиков и при нынешних кабальных контрактах бюджет сразу же наполнится нефтедолларами, которые можно будет сразу направить на социальные нужды. То есть политика руководства ДВК заключается в том, чтобы не раздражать иностранные добывающие компании, которые также и на тех же условиях будут продолжать грабить природные ресурсы Казахстана.

В этом также раскрываются наши принципиальные различия и противоречия, так как мы выступаем за полный отход от нынешней сырьевой модели экономики, выстроенной Назарбаевым, что невозможно без кардинального пересмотра и подрыва господствующего положения и присутствия иностранного капитала в добывающей промышленности. Соответственно все доходы из национализированного добывающего сектора и продажи ресурсов должны пойти по нашему мнению в первую очередь на развитие собственных обрабатывающих отраслей, на модернизацию инфраструктуры, на подъем из глубокого кризиса реального сектора экономики.

Это в свою очередь невозможно без введения элементов плановой экономики и государственного управления, без введения государственной монополии на внешнюю торговлю, без введения жестко регулируемой финансовой системы и крупных целевых инвестиций в перерабатывающую промышленность. То есть добывающий сектор должен стать локомотивом всей экономики, а не инструментом ее стагнации и деградации, когда от повышения цен на нефть и увеличения объемов вывоза необработанного сырья абсолютно не зависит уровень жизни большинства казахстанцев и вызывает даже общий рост бедности и нищеты при невероятной роскоши единиц.

То есть наша задача – вывести страну из неоколониальной экономической зависимости, что невозможно без полной перестройки всей социально-экономической и политической системы и социалистического курса развития страны. Сохранение же нынешней экономической модели сырьевого придатка развитых капиталистических стран и свалки радиоактивного мусора и отходов деятельности транснациональных корпораций даже в случае ухода Назарбаева и его семьи будет означать продолжение прежней политики грабежа богатств страны, полного уничтожения собственного реального сектора и лишения будущих поколений перспектив вырваться из омута беспросветной нищеты.

 

Вопрос о «Парламентской республике» и партии «Нур-Отан»

Эти вопросы национализации, пересмотра контрактов по недропользованию, перестройки экономической системы невозможно решить без кардинальных политических изменений. Также не стоит питать иллюзии и связывать надежды с какой-то одной или разными механизмами и типами буржуазного государства.

Голый лозунг «Парламентской республики» еще ничего не дает простому народу и тем более не застраховывает от повальной коррупции, от попыток олигархов установить свою власть, от желания местных и иностранных капиталистов дальше грабить страну. Главными движущими силами политических изменений будут как раз «бедные люди», то есть рабочий класс, массы безработной молодежи и внутренние мигранты и именно они должны овладеть властью через свою партию и не дать классу буржуазии, то есть тем самым «богатым людям» забрать плоды победы.

Безусловно, сразу же надо распустить политическую полицию КНБ, реорганизовать МВД и провести тотальную чистку государственного аппарата от членов правящей партии «Нур-Отан» с запретом им заниматься политической деятельностью. И это должно коснуться не только двухсот человек  из ближайшего окружения Назарбаева, которыми хочет ограничиться Мухтар Аблязов, а всех активных соучастников режима, включая директоров школ, главных врачей больниц и чиновников акиматов, которые терроризировали коллективы и насильно заставляли рядовых сотрудников вступать в президентскую партию и платить взносы.

Фактически речь идет о десятках тысяч человек во всех структурах власти и во всех сферах общества, которые были и являются опорой нынешнего режима, а в случае его крушения постараются быстро перекраситься и встроиться в новую политическую систему под соусом деятелей новых партий и организаций. В первую очередь речь идет о тех «богатых людях», то есть о назарбаевских олигархах, которые в случае сохранения собственности и капиталов будут активно вмешиваться во все внутриполитические процессы и обязательно попытаются сформировать угодное для себя правительство и состав парламента.

Если не произойдет тотальной чистки государственного аппарата и не будут подвергнуты суду и санкциям указанные лица, то они, используя свои средства и экономические возможности, посадят в депутатские кресла своих ставленников, будут также лоббировать собственные интересы в деле раздела бюджета, передела собственности, и выдвижения на государственные должности подконтрольных назначенцев. На деле мы получим типичный олигархический парламентаризм, который возможен даже сейчас.

В худшем случае, сохранившие свои экономические и финансовые ресурсы группировки и региональные элиты, просто разорвут страну на части, вплоть до установления собственных автономных или независимых государственных образований. То есть силы, подпиравшие Назарбаева и его режим и дальше постараются не только удержаться, но и использовать новые возможности для собственного обогащения и попытаются сформировать политическую систему под себя.

Убрать с политической арены весь правящий класс – вот главная задача просыпающихся к революционному действию и к политической жизни миллионов нищих, бедных и голодных казахстанцев, не имеющих ничего, кроме желания и стремления изменить свою жизнь к лучшему. Тогда уже и можно приступать к строительству нового государства и выбирать то устройство, которое отвечало бы потребностям демократического самоуправления народных масс. И тот же однопалатный парламент, если он и возникнет, должен быть зависим от местных низовых советов и органов власти с возможностью отзыва избирателями любого депутата всех уровней.

 

Учредительное собрание и всевластие местных органов

Поэтому голый лозунг «Парламентской республики» еще ничего народным массам не дает, а либеральные оппозиционеры конкретизировать собственную политическую программу не готовы — ведь, например, право на забастовку определенно не в их интересах. Для них демократия находится в лучшем случае в области политики, в худшем — в области идеалистических идей, но демократии в области экономики они не потерпят.

Рабочим, безработным, внутренним мигрантам демократические права и свободы необходимы не только сами по себе, но и как средство борьбы за кусок хлеба, за свои трудовые, социальные права, за право управлять экономикой. Очевидно, что никакого равенства и реальной демократии не может быть между крупным собственником и бедным рабочим, демократия не может быть обеспечена одними лишь либеральными фразами. Поэтому борьба за демократические права для рабочего класса — это борьба за демократически управляемую плановую экономику.

По нашему мнению новое государственное устройство должно определить Учредительное собрание, которое должно быть избрано всеми группами граждан, при участии политических партий, движений, профсоюзов. Местные представительные органы, органы местного самоуправления и рабочие комитеты на предприятиях также должны взять всю власть на местах, отказавшись от самого института акимов, введенных Назарбаевым.

То есть против современного авторитаризма капиталистического Казахстана, Социалистическое Движение Казахстана выступает за созыв Учредительного Собрания из демократически избранных представителей трудящихся, организованных в свои профсоюзы, рабочие комитеты, социальные движения и органы самоуправления, для коренного изменения политической системы в стране.

Это требование логично вытекает из требований национализации и коренных социальных и экономических изменений в жизни страны. Политическое закрепление этих изменений должно быть проведено в рамках данного широкого собрания из демократически избранных представителей трудящихся и простых граждан, самоорганизовавшихся в свои профсоюзы, движения и органы местного самоуправления.

Хотя лозунг Учредительного Собрания вызовет еще много дискуссий и потребует конкретизации, но его, как и создания широких демократических органов самоуправления, как и чисто классовых органов рабочего движения, надо поднимать уже сейчас.

Мы не должны отдавать вопросы демократического переустройства в руки лишь буржуазной оппозиции, которая будет прикрываться популистской риторикой, и использовать эти лозунги с целью передела собственности и власти и проведения таких изменений, которые бы сохранили в целом экономический и политический строй.

Ясно, что эти радикальные демократические изменения в стране способен осуществить только рабочий класс, и целью такого Учредительного Собрания станет формирование нового политического строя, без президентской власти, выборностью на каждом уровне прямым голосованием гражданами страны с полной подотчетностью и выборностью исполнительной власти республиканскими и местными представительными органами власти и органам самоуправления.

Всё будет зависеть от соотношения классовых сил. Если рабочее и социально-протестное движение наберет массовую политическую силу в стране, то лозунг Учредительного Собрания станет оружием в руках трудящихся с целью изменения Казахстана в пользу большинства общества, то есть передачи богатств страны в его руки, чтобы преодолеть имущественное и социальное расслоение и эксплуатацию.

—————————————————

Таковы наши главные пункты принципиальных разногласий с праволиберальным руководством  ДВК. Причем, мы не выступаем против ДВК и не призываем вести борьбу с данным движением, которое сейчас вбирает в себя массу людей, неопределившихся кто они по своим политическим взглядам. Несомненно, в их рядах есть и те, кто поддерживает наши идеи и лозунги национализации земли, крупной промышленности, кто выступает за пересмотр и разрыв контрактов по недропользованию с иностранными компаниями, кто за радикальные демократические изменения в пользу бедного большинства, а не «богатых людей».

Реальное идейно-политическое размежевание в обществе, как и настоящее партийное строительство, развернется в ближайшие годы в момент слома нынешнего режима и наша задача показывать и обозначать уже сейчас левый социалистический дискурс, как альтернативу либеральным и правым концепциям «рыночных свобод» и оправдания власти крупной буржуазии.

Нашим же товарищам и сторонникам, к которым будут приходить сотрудники спецслужб и полиции с очередными предостережениями, надо требовать у «правоохранителей» решения суда о признании Социалистического Движения Казахстана «экстремистской организацией».

 

Политсовет Социалистического Движения Казахстана

Источник: Социалистическое движение Казахстана