Положение женщин и их место в современной России

Василина Фёдорова, член ЦК РКРП

 Положение женщин и их место в социальной, протестной и классовой борьбе в современной России

Введение

Почему понятие «женское движение» существует в мире?

 Потому что семья является хозяйственной единицей общества. В условиях отношений частной собственности функция воспроизводства, деторождения делает женщину зависимой и несвободной гораздо больше, чем мужчину. Потому что в капиталистическом обществе существует эксплуатация и неравенство, которым особенно подвергается женщина.

Почему именно от России женское движение хочет услышать ответы на жизненно важные вопросы?

 По той же причине, что и рабочее движение – Россия заглянула в будущее, в социализм, жила в условиях социалистических. В условиях освобождения от эксплуатации людей людьми и её последствий. В условиях, когда часть функций по воспитанию, содержанию, образованию, физическому и духовному развитию детей берёт на себя само общество. Социализм в своем развитии освобождает женщину от многих хозяйственных забот для развития её самой, её общественных, собственно человеческих способностей и потребностей. Мировое женское движение поэтому с большим вниманием относится к женщинам из России. И мы поэтому должны дать ответы на некоторые главные вопросы женского движения.

 

1. История зарождения и развития женского движения в России

1.1.Возникновение женского движения в России, роль женщин в революционном движении.

Женское движение в России возникло в годы кризисной ситуации 1859-1861гг. как часть русского общественного движения просвещенных слоев эпохи падения крепостного права. Его специфика в России была обусловлена особенностями русского исторического развития. Требование политических и гражданских свобод, присущее женскому движению на Западе, в условиях самодержавной России являлось лозунгом общедемократического движения. С одной стороны, это определило ограниченный характер требований женского движения в России, с другой — явилось причиной активного участия женщин в освободительном движении, начиная с его разночинного периода. В это время женское движение в России развивалось преимущественно в среде женщин привилегированных классов, носило в целом буржуазно-просветительский характер и являлось разновидностью феминизма тех времен. Однако большое влияние на общество демократической печати («Колокол», «Современник», «Русское слово», «Искра», а позднее — «Отечественные записки», «Дело» и др.), а также близость многих деятельниц женского движения к революционным кругам привносило в него социалистические элементы. Требования политического равноправия женщин появились позже – только во время революции 1905—1907гг. С началом пролетарского этапа освободительного движения в конце 19 века возникает и движение женщин-работниц, явившееся составной частью рабочего движения и постепенно становившееся авангардом женского движения.

  Первой ячейкой женского движения в России стал женский кружок М.В. Трубниковой, принявший участие в создании воскресных школ в Петербурге. Возникший в этом кружке «женский триумвират» (Н.В. Стасова, М.В. Трубникова, А.П. Философова) на многие годы стал инициативным центром женского движения. В 1859 г. возникло благотворительное «Общество дешёвых квартир и других пособий нуждающимся жителям Санкт-Петербурга» (первый председатель М.В. Трубникова), при котором позднее были устроены мастерские, общественные кухни, школы, детские сады. Как событие было воспринято появление А.Н. Энгельгардт, жены известного химика и агронома, за прилавком книжного магазина. Отдельные женщины из мелкодворянской и разночинной среды становятся переводчицами, переплётчицами, наборщицами, возрастает их роль в журналистике. Возникают первые женские артели — переплётные В.И. Печаткиной и В.А. Иностранцевой в Петербурге, швейная мастерская сестёр Ивановых в Москве и т.п., связанные с революционными организациями. В 1863 по инициативе Трубниковой и Стасовой возникает на кооперативных началах «Издательская артель» (существовала до 1871 г.), общество женщин-переводчиц. Участие в общественном труде создавало условия для экономической самостоятельности женщины из интеллигенции. Стремление освободиться от опеки мужа, при сложности расторжения церковного брака, привело к росту гражданских браков. С середины 1860-х гг. получили распространение фиктивные браки, имевшие целью освобождение от родительской опеки. Большое значение для освобождения женщины от семейного гнёта имели общежития-коммуны, самой известной из которых была Знаменская коммуна В.А. Слепцова в Петербурге.

  Важным эпизодом борьбы за женское образование было посещение девушками в качестве вольнослушателей Петербургского университета (1859—1861гг.) и Медико-хирургической академии (1862-1864 гг.) Среди первых студенток были Н.И. Корсини (Утина), Е.И. Корсини (Висковатова), М.А. Богданова (Быкова), А.П. Блюммер (Кравцова), М.А. Бокова (Сеченова), Н.П. Суслова (Эрисман), Е.Ф. Толстая (Юнге), М.М. Коркунова (Манассеина), большинство которых участвовали в революционном движении 60-х гг. 19 в., а впоследствии приобрели известность в общественной деятельности. В 1868г. по инициативе Трубниковой, Философовой и Стасовой было подано прошение, под которым подписалось свыше 400 женщин, ректору Петербургского университета разрешить обучение в университете женщинам. В 1869 г. были открыты курсы по гимназическим программам (Аларчинские в Петербурге и Любянские в Москве), носившие подготовительный характер. При поддержке 43 профессоров: Бекетова, Д.И. Менделеева, А.С. Фаминцына, И.М. Сеченова, А.П. Бородина и др., в декабре 1869 г. было получено разрешение министра просвещения на открытие женских курсов по университетской программе (т.н. Владимирские в Петербурге, начавшие работу в январе 1870г.). Высшее женское образование в России ведёт своё начало с открытия Высших женских курсов В.И. Герье в Москве (1872г.) и Бестужевских высших женских курсов в Петербурге (1878г.)

  В конце 19 в. возникает ряд женских благотворительных организаций: «Общество попечения о молодых работницах» (1897г.), «Общество улучшения равноправия женщин», которое провело в декабре 1912 г. в Петербурге 1-й Всероссийский съезд по образованию женщин.То есть с развитием революционного движения в России и женское движение от чисто феминистского постепенно все более приобретает классовый характер.

  9 марта 1913 г. в России впервые отмечался «День работниц» — международный женский день. По инициативе В.И. Ленина в 1914 г. был создан журнал «Работница», в редакцию которого вошли Н.К. Крупская, И.Ф. Арманд, А.И. Елизарова-Ульянова и другие.

23 февраля (8 марта) 1917 г. женщины-работницы вышли на улицы Петрограда с протестом против голода и войны. Это выступление явилось началом Февральской буржуазно-демократической революции 1917 г. В августе 1917 г. при Московском областном  бюро РСДРП(б) была создана комиссия по работе среди трудящихся женщин.

1.2.Роль женщин в построении социалистического государства. Завоевания социализма.

  Победа Великой Октябрьской социалистической революции дала возможность коренным образом полностью разрешить женский вопрос в России. Женское движение стало рабоче-крестьянским с задачами всемерного содействия социалистическому строительству, защиты социалистического Отечества, вовлечения всех женщин в активную политическую и общественную деятельность. В ноябре 1918 г. в Москве по инициативе И.Ф. Арманд, А.М. Коллонтай и К.Н. Самойловой был созван 1-й Всероссийский съезд работниц и крестьянок, на котором выступил В.И. Ленин. Съезд определил место женщин в борьбе за социализм и заложил организационные основы женского движения в советских условиях. В составе центральных и местных партийных органов были созданы женотделы.

  В программе РКП(б), принятой 8-м съездом партии в 1919г., указывалось, что партия не ограничивается признанием формального равноправия женщин по закону, а стремится осуществить его на деле, освободив женщин от тягот домашнего хозяйства и вовлекая их во все сферы жизни нового общества. Партия гарантировала государственную охрану материнства и детства. 9-й съезд РКП(б) обратил внимание на вовлечение работниц и крестьянок в социалистическое строительство. На повестке дня 11-го, 12-го и 13-го съездов партии также стояли вопросы женского движения. Основной формой Женского движения в СССР в 20—30-х гг. были делегатские собрания. Они организовывались на предприятиях, а для домашних хозяек — при местных Советах. В Средней Азии и на Кавказе Движение развивалось, преодолевая огромные трудности. Большую помощь ему оказало постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) «Об очередных задачах в области работы среди работниц, крестьянок и трудящихся женщин Востока» (декабрь 1924 г.) Здесь наряду с делегатскими собраниями создавались женские клубы, «красные уголки» и др. учреждения. В них женщин учили грамоте, давали медицинские консультации, приобщали к культуре. В женских клубах вырастали первые активистки, которые вступали в партию, шли учиться на рабфаки, в вузы, получали путёвки на заводы и фабрики. В 1926 г. состоялось 1-е Всесоюзное совещание работников женских клубов. Советское женское движение широко отражалось на страницах периодической печати. Были основаны специальные журналы для женщин: «Коммунистка» (1920), «Крестьянка» (1922), «Работница» (1923), «Делегатка» (1923), «Общественница» (1936).

  В октябре 1927 г. состоялся 2-й Всесоюзный съезд работниц и крестьянок, который констатировал повышение активности женщин во всех областях социалистического строительства, рост их политической сознательности. Число делегаток съездов Советов за 1922—27 гг. возросло в волостях, уездах и губерниях в 3—8 раз. В 1927 состоялся Всесоюзный съезд работниц и крестьянок — членов Советов. В 1931 г. было проведено Всесоюзное совещание по женскому труду. Коллективизация сельского хозяйства вызвала подъём женского движения в деревне. Организовывались делегатские собрания колхозниц, проводились женские производственные совещания при сельсоветах и колхозах. В 1933 г. возникло движение жён-общественниц за культуру на производстве и в быту, способствовавшее привлечению к активной общественной и производственной деятельности значительного числа женщин — домашних хозяек. Одним из видов Женского движения в 30-е гг. было овладение мужскими специальностями (трактористки П.Н. Ангелина, П. Н. Кавардак, железнодорожный машинист З.П. Троицкая и др.). По инициативе В.С. Хетагуровой советские девушки («хетагуровки») стали активно участвовать в освоении Дальнего Востока. В 1936 г. состоялись Всесоюзные совещания жён хозяйственников и инженерно-технических работников тяжёлой промышленности и жён комсостава Красной Армии.

  В предвоенные годы советские женщины активно включаются в международное демократическое Женское движение. В 1934 г. советские женщины приняли участие во Всемирном конгрессе женщин против войны и фашизма. Одним из организаторов этого конгресса была Е.Д. Стасова. Конгресс создал Международный женский комитет.

  В дни Великой Отечественной войны 1941-1945гг. миллионы советских женщин заменили в народном хозяйстве ушедших на фронт мужчин. Более 1 млн. колхозниц овладело профессиями трактористов, комбайнеров, механиков, свыше 200 тыс. стали бригадирами и председателями колхозов. Свыше 1 млн. женщин приняло непосредственное участие в боях с фашистскими захватчиками на фронте и в партизанских отрядах. 7 сентября 1941г. в Москве состоялся 1-й Антифашистский женский митинг, принявший обращение «К женщинам всего мира!», призывавшее к усилению борьбы с фашизмом и созданию единого фронта борьбы против гитлеризма. В сентябре 1941 г. был создан Антифашистский комитет советских женщин (с 1956 г. — Комитет советских женщин, издающий с 1945 г. журнал «Советская женщина»). 10 мая 1942 г. был проведён 2-й Антифашистский женский митинг (Всесоюзный митинг женщин — участниц Отечественной войны), который принял обращения «К женщинам всего мира» и «От женщин Москвы — к женщинам Лондона».

Женщины смогли заменить мужчин на многих «мужских» участках, в том числе, благодаря тому, что обладали равным с мужчинами уровнем образования, интеллектуального развития, благодаря здоровому образу жизни и привития спортивной культуры, были физически развиты и выносливыв соответствии с общегосударственным комплексом ГТО («готов к труду и обороне»).

Тяготы и напряженность военного периода наложили свой особый отпечаток на семейное право, которое характеризовалось достаточно серьезными изменениями, направленными на укрепление института брака, поощрение многодетных семей, повышение рождаемости, что имело первостепенное значение на тот момент. Итак, с 1 октября 1941г. вводился налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан.

Налогом облагались одинокие и семейные, не имеющие детей, граждане — мужчины в возрасте свыше 20 до 50 лет и женщины в возрасте свыше 20 до 45 лет:

а) при месячном заработке до 150 руб. — в размере 5 руб. в месяц;

б) при месячном заработке свыше 150 руб. — в размере 5 процентов заработка.

Беременные женщины получали дополнительные пайки. В условиях войны необходимо было также заботиться о детях-сиротах. Вследствие этого, в 1943 году были приняты нормативные акты о патронировании, опеке и усыновлении.

Таким образом вся социальная политика того времени была направлена на стабилизацию семьи. В 1944 году был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении Ордена «Материнская слава» и медали «Материнство».

Таким образом, в стране сложился особый подход к семье в целом. Семья была признана важнейшим общественным институтом. Именно поэтому государство и партия контролировала как её, так и внутрисемейные отношения. Бесспорно, материнство выдвигалось на первый план как основная функция женщин и как следствие поддерживалось государством как залог успешного развития и эволюции общества, процветания страны в целом. Все это являлось основой эволюции положения женщины в семье, когда женщина ценилась, ее права и свободы не ущемлялись и признавались наравне с правами и свободами мужчины.

В 70-х годах было сделано многое для улучшения положения женщин-матерей. Вводились единовременные пособия на каждого ребенка. Произошло увеличение оплачиваемого до- и после-родового отпуска с 56 до 70 дней. Появляется практика отпуска по уходу за ребенком с 1,5 до 3 лет с сохранением рабочего стажа и рабочего места.

Конституции СССР 1977 года гласила: «Семья находится под защитой государства. Брак основывается на добровольном согласии женщины и мужчины; супруги полностью равноправны в семейных отношениях». На конституционном уровне рассматривался и вопрос об обязанностях родителей в отношении детей. В статье 66 Конституции СССР говорилось: «Граждане СССР обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду…» В то же время дети аналогично обязывались заботиться о своих родителях, оказывать им помощь.

Женщины были уравнены в своих трудовых правах с мужчинами.Однако, существовали различные законодательные примечания, указывавшие на послабление условий в отношении матерей (например, дополнительные перерывы в работе для женщин, кормящих грудью, оплачиваемый декретный отпуск, выдача дополнительных пособий на кормление ребенка и т.д.), а также просто отмечавшие право за женщинами выбирать те условия труда, которые были бы для них наиболее комфорты, не представляли бы угрозы для здоровья женщины. Все это говорило о государственной заботе за женской половиной населения в силу ее природной слабости и прямой первоначальной обязанности рожать потомство.

 

2. Положение женщин в современной России

2.1.Статистические данные

 В результате реставрации капитализма произошёл откат во всех сферах жизни, в том числе, оказались ущемлены и права женщин.

Обратимся к статистическим данным.

Женщины составляют большинство населения и больше половины трудовых ресурсов России. В возрастной структуре преобладание женского населения начинается уже с 35 лет. В 1995 г. на 1000 мужчин трудоспособного возраста приходилось 935 женщин. А с 35 лет доля женщин трудоспособного возраста становится преобладающей.

В промышленности в неблагоприятных условиях труда работает 3,5 млн. женщин. Каждая 5-я занята на особо тяжелых и вредных работах. Лишь 1/3 женщин, занятых в сельском хозяйстве, выполняет механизированные работы, остальные заняты тяжелым физическим трудом.

С 1992 г. запрещено использовать труд женщин до 35 лет в растениеводстве, животноводстве, птицеводстве и звероводстве, если в этих отраслях используются ядохимикаты, пестициды и т.д. Однако этот закон зачастую просто нигде не соблюдается.

Удельный вес женщин в ряде сфер деятельности очень высок:

82% – в сфере торговли и общественного питания;

85% – в здравоохранении и социальном обслуживании;

79 % – в народном образовании;

73% – в сфере культурного обслуживания.

В легкой промышленности работают в основном женщины.

В среднем по народному хозяйству зарплата женщин более чем на 1/3 ниже, чем у мужчин.

Женщины составляют более половины лиц, официально безработных. Остается острой проблема трудоустройства до 30 лет (в 1995 г. – 30% всех безработных).

Примерно половина (52%) женщин имеют несовершеннолетних детей, из них 12% – матери-одиночки, 11% – многодетные матери.

Женщины и дети составляют большинство бедного населения с доходами ниже прожиточного минимума. Усилилась двойная занятость женщин.

С перестройкой произошло резкое сокращение сферы услуг, детских дошкольных учреждений, поэтому женщине необходимо сочетать работу и дом, что требует значительных физических и духовных сил. Остается мало времени на восстановление работоспособности, в результате подрывается здоровье.

В современной семье женщина выполняет следующие функции: хозяйственно-бытовую (домашний труд для удовлетворения материально-бытовых потребностей семьи – приготовление пищи, ремонт одежды, услуги внутри дома); воспитательную; социализации и первичного социального контроля.

Политическая роль трудящихся женщин в обществе очень низкая. Практически они вытеснены из всех структур власти. Представительство женщин в советских государственных структурах составляло 33%, после перестройки в Федеральном Собрании (Госдума и Совет федерации)– 11,4%. В правительстве одна женщина-министр. Среди председателей верховных судов субъектов Федерации – 16%. Женщины занимают в основном технические и исполнительские должности.

И это притом, что образовательный уровень у работающих женщин выше, чем у мужчин. Из лиц с высшим образованием женщины составляют 52,8%, средним специальным – 57,5%. (Статистические данные приведены изинтернет ресурса «Собрание статей «Тематические – учебно методические материалы-социальная работа» от 17.07.2017г.)

 

2.2. Социальное положение женщин. Дискриминация.

Специфика российского империализма заключается в том, что он вышел в результате контрреволюции из социализма, более прогрессивного строя, и пока еще несет его следы, его отпечаток. Во многом пока сохранены такие социальные завоевания как защита института материнства и детства (1,5 года оплачиваемого декретного отпуска в сравнении с несколькими неделями в большинстве стран капитализма, низкий пенсионный возраст для женщин (55 лет), ограничения по допуску женщин к вредному производству и т.п. Из советского прошлого пока по инерции сохраняется и воспроизводится материальная инфраструктура: детские дошкольные учреждения (ясли, сады) и школы; сохраняется система оказания специализированной детской медицинской помощи. Однако в условиях капитализма мы наблюдаем неизбежное сворачивание и узурпацию как самих прав (сюда прежде всего следует отнести намеченное повышение пенсионного возраста), так и возможности их реализовать на практике (монетизация льгот, коммерциализация образования и здравоохранения).

Формально, в действующей Конституции РФ провозглашены равные права для мужчин и женщин. Однако на практике мы видим, что дискриминация женщин существует повсеместно. Очень часто женщине отказывают в приёме на работу, ссылаясь на то, что либо она в ближайшее время захочет стать матерью, либо у неё уже есть несколько детей, которые будут мешать работе. Часто встречается неравная оплата труда среди мужчин и женщин, причём уровень оплаты для женщин значительно ниже (согласно данным статистики средняя заработная плата женщин в РФ составляет 70% от заработной платы мужчин).

Наиболее очевидными являются факты дискриминации при приеме

на работу, что следует из анализа объявлений о вакансиях,

размещаемых в средствах массовой информации, и даже используемых в государственных службах занятости населения. Исследование объявлений о вакансиях в трех городах – Москве, Самаре, Кемерово, в рамках которого было изучено содержание 17 специализированных газет о вакансиях за июнь 2007 г. (для анализа отобрано 3513 объявлений), проведенное Центром социально-трудовых прав (Москва), показало, что наиболее распространенными признаками дискриминации являются возраст и пол.

При этом в среднем 44% (59% – в Москве, 25% – в Кемерово) объявлений содержат требования к возрасту, из них в 56% случаев указывается,

что нужен мужчина, в 44% – что нужна женщина. Требования к полу

указываются в среднем в 29% объявлений (36% – в Москве, 33% – в

Самаре, 17% – в Кемерове), при этом нижняя граница требований к

возрасту была установлена на уровне 23 лет, а верхняя – в среднем на

уровне 41 года.

Проблема «возрастного ценза» актуальна в первую очередь для женщин старше 40 лет; сложности с трудоустройством испытывают женщины, воспитывающие малолетних детей, для которых наиболее предпочтительным является работа с неполным рабочим днем, а процент вакансий с таким режимом работы просто ничтожен. Сложности при поиске работы возникают также у молодых женщин, которые в будущем могут только собраться заводить детей. В анкетах, на собеседованиях одним из обязательных для женщин является вопрос о детях и их возрасте, в то время как мужчинам такой вопрос не задается.

В течение последнего кризисного года тенденции при приеме на работу женщин несколько изменились: женщины, имеющие детей среднего и старшего школьного возраста, требующих меньшего внимания, по

свидетельству кадровых агентств, в последнее время имеют лучшие, чем

раньше, шансы на трудоустройство. Напротив, молодые женщины, имеющие маленьких детей или только планирующие завести детей в будущем, сталкиваются с большими проблемами при трудоустройстве. Устроиться на новую работу беременной женщине практически нереально, хотя за отказ в приеме на работу беременной женщины формально установлена даже уголовная ответственность.

Из ярких примеров дискриминации недавняя история т.н. «Движения полных стюардесс».

Авиакомпания «Аэрофлот» уволила нескольких стюардесс, которые, по мнению администрации, набрали лишний вес и стали не привлекательны. Пострадали женщины, которые обслуживали пассажиров на международных рейсах, сообщает электронная версия издания TheSun. Они обратились в суд с требованием признать факт дискриминации. Однако суд отклонил иск бывших стюардесс.

Представитель «Аэрофлота» Никита Кричевский призвал всех оставшихся на работе стюардесс похудеть с 52-го до 48-го размера. Налицо факт плохо замаскированной дискриминации.

 

2.3. Женские движения в современной России. Язвы капитализма

В России на данном этапе пока нет сильных женских движений или влиятельных структур, как, скажем, в Европе или в Греции(OGE).

На буржуазной политической арене нет организаций женщин, борющихся за социализм. Что собой представляют сегодня женщины в политике?

Например, существуют женщины в партиях либерального толка (Ирина Хакамада- «Союз правых сил»), которые выполняют крайне реакционную роль в женском движении. Под видом борьбы за свободу и демократию, за равенство полов они имеют цель разрушения идеологии социализма, уменьшения роли государства в вопросах материнства и детства, насаждения отношений частной собственности, в том числе, они являлись идеологическим оружием насилия и убийств защитников и защитниц социализма и демократии в ходе открытого выступления контрреволюции в период 1991-1993 гг.

С 2007 года зарегистрирована и действует по сей день партия «За женщин России». По сути, партия играет роль инструмента в политике правящего, господствующего класса российской буржуазии. Она паразитировала на памяти и советских представлениях о роли женщины в обществе. Фактически она играет роль в стабилизации капиталистических отношений после открытого этапа контрреволюции.

Также существуют различные неправительственные организации-

 правозащитные, феминистские, экологические и прочие. Выполняют крайне реакционную роль проводника “демократии” империалистической буржуазии крупнейших империалистических держав. Под видом борьбы “с коррупцией” и другими ежедневно порождаемыми капитализмом несправедливостями, утилизируют народные протесты в сторону ложной альтернативы хорошего капитализма.

В работе одной из таких структур мне довелось поучаствовать лично. Это организация называлась «Санкт-Петербургская Эгида», она позиционировала себя как «Правозащитная некоммерческая организация, борющаяся за социальные права граждан, особый упор делался на женщин». По сути организация проводила «надклассовую» политику, без различия общественных классов, к которым принадлежат женщины.

Среди позитивных моментов работы данной структуры было оказание бесплатной правовой помощи женщинам, находящихся в трудных жизненных ситуациях (многодетные матери, матери, воспитывающие детей без отцов, женщины пенсионного возраста, женщины, подвергшиеся в результате увольнения сильной психологической травме). Данная структура пыталась выяснить, существует ли в Росси дискриминация женского труда. Однако «гендерный» подход к проблеме, без учета объективных различий между мужчинами и женщинами, мог сослужить последним «медвежью услугу». Был зафиксирован случай отказа в приёме на работу девушки, которая хотела устроиться в метрополитен машинистом поезда. Отказ был обжалован «Санкт-Петербургской Эгидой» в суде, суд был проигран, т.к. вредные факторы условий труда якобы не позволяют женщинам (в отличие от мужчин) сохранять здоровье на данной работе. Это говорит о том, что в данном случае аргументы были явно притянуты за уши.

Также, например, руководство «Эгиды» считало, что большинство проблем российского обществ заключены в «гендерном» составе органов действующей власти. Поскольку Российский парламент состоит в основном из мужчин (Совет Федерации на 94%, Государственная Дума созыва 2012-2016 годов – на 86%., в региональных органах власти депутатов-женщин всего 12%.), «Санкт-Петербургская Эгида» разработала проект закона, по которому не менее50% всех избранных депутатов должны были составлять женщины. Якобы, тогда, с принятием этого закона, проблемы «гендерного» неравенства уйдут в прошлое. Это вредное заблуждение основано на игнорировании классового содержания и назначения буржуазного парламента, который в целом выражает интересы господствующего класса. Интересы какого класса будет представлять в парламенте, например, госпожа Батурина, бизнес-леди и жена бывшего мера Москвы? Ее состояние, по данным Forbes, на август 2016 г. оценивается в 1,1 млрд. дол. США (главные активы, это – гостиничный бизнес в России, Австрии, Чехии и Ирландии). Ответ, полагаем, ясен.

Вместе с капитализмом в нашу страну пришли и такие мерзкие и зловонные явления как проституция, стриптиз, торговля детьми, продажа органов и торговля людьми для извлечения органов. И создание специализированного центра – кризисный центр для женщин “Институт недискриминационных гендерных отношений” говорит лишь о том, что эти явления стали носить массовый характер. Этот институт оказывает помощь женщинам, пострадавшим от сексуального и физического насилия, т.н. трэффика (торговли людьми) и в других кризисных ситуациях. Основными задачами работы центра, по словам руководителей, являются борьба с насилием и дискриминацией женщин, активизация общественного интереса к гендерным проблемам и феминизму.

Очень остро на сегодняшний день стоит проблема увеличения неполных семей и появления огромного количества «одиноких матерей».

В первую очередь именно эти категории женщин становятся «заложницами системы социальной защиты, а нередко и ее жертвами». В советский период одинокие матери (а их доля в десятки раз была меньше) и их дети были защищены от бедности благодаря государственной поддержке дохода, субсидированному уходу за детьми и полной гарантией занятости. В результате экономических реформ женщины вообще, а одинокие матери в особенности, стали катастрофически уязвимыми. Утрата государственного социального обеспечения, недостаток доступных услуг по уходу за детьми, снижение возможностей на рынке труда и равенства в заработке привело к эрозии семейной стабильности в России и поместило одиноких матерей в ситуацию крайне высокого риска бедности. В результате экономический статус домохозяйств одиноких матерей оказался одним из наиболее низких по отношению к другим. Многие подобные семьи обречены на нищенское существование, без всякой возможности подняться по социальной лестнице.

 

3.4. Женщины в борьбе за социализм.

Женское движение в России с момента своего зарождения носило политический характер. Попытки буржуазных идеологов маскировать политику в женском движении в настоящее время оказались безуспешными. Политический (то есть, классовый по сути) характер движения объясняет проявление женского активизма в организациях, так или иначе ориентирующихся на те или иные политические движения или партии.

Существуют примеры деятельности женщин-борцов, о которых хочется сказать особо.

В рядах нашей партии состоит рабочая, машинист мостового крана Наталья Лисицына. Она член ЦК РКРП, возглавляла ячейку классового рабочего профсоюза «Защита» на заводе «Электросила». В течение многих лет вместе с товарищами она организовала борьбу рабочих против притеснений и произвола администрации и собственниказавода, вела пропаганду социалистических идей. Администрация всячески пыталась принудить активистку к увольнению понижением зарплаты, отказывала в возможности в повышении квалификации, переводила на другие участки работ с вредными для здоровья условиями труда.Её пытались откровенно подкупить, предлагая уволиться по собственному желанию (соглашению сторон) и выплатой годового содержания. Она отказалась. Дело даже дошло до того, что ее вывели в «простой» на 1,5 года, отбывать который заставили на другом заводе (чтобы дальше было ездить из дома) в помещении бывшей «камеры хранения». Наталья не сдавалась и на двери комнаты-тюрьмы своего заточения повесила объявление, что здесь находится и ведет прием рабочих председатель профсоюза «Защита». Это вызвало особую ярость приказчиков буржуазии, наиболее ретивый сотрудник службы собственной безопасности истерично пообещал «грохнуть, если не прекратишь заниматься профсоюзной деятельностью». Н. Лисицына была уволена и сегодня работает на «Кировском заводе» в тяжелых условиях в металлургическом цехе машинистом мостового крана. Поскольку она попала в «черный список», трудовой контракт с ней заключают только на 3 месяца, держат в напряжении и имеют возможность легко избавиться в случае чего. Н. Лисицына была в центральной части списка нашей партии на выборах в Санкт-Петербургский парламент в 2016 г.

 

Заключение

Женское движение в РФ становится все более партийным в широком и в узком смысле слова. Попытки представить дело иначе (сознательно или неосознанно), увести женский активизм по пути буржуазного феминизма, подменить борьбу за уничтожение отношений частной собственности как главной причины неравенства борьбой полов (“гендером”) есть обман или самообман. РКРП выступает и борется за освобождение женского движения от таких попыток, показывает путь совместной борьбы трудящихся мужчин и женщин за освобождение от неравенства и унижение капитализмом. Между прочим, обоих полов. Борьба за освобождение, эмансипацию женщин, если она не связана с борьбой за социализм, есть состояние, которое необходимо преодолеть движению для стократного увеличения его сил.

На данном этапе положение большинства женщин России во многом печально. Однако, благодаря остаткам завоеваний социализма, общая картина не кажется столь критичной, как, скажем, в странах третьего мира. Однако эти остатки все быстрее и быстрее исчезают.

Что может поднять женщин на борьбу за свои права? Организация, объединение, сплочение женщин вокруг коммунистических структур, вокруг нашей партии. А наша задача – отслеживать стихийные протесты женщин, их объединения на почве разных проблем и задавать им правильное направление движения.