Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
Российская Коммунистическая Рабочая Партия

РКРП-КПСС
Разделы Добавить в избранное Карта сайта
В Фонд Борьбы!
RKRP
О нас Маркер Наша Программа Маркер Рабочее движение Маркер Наша пресса Маркер Фонд Борьбы Маркер Контакты Маркер ENGLISH

Последствия технического прогресса: при капитализме и при социализме

Дата: 07.06.2017 г. Добавил: polina
]]>Печать]]> E-mail

В наше время в СМИ часто появляются новости о достижениях научно-технического прогресса (компьютерные технологии, роботизация, космические проекты, искусственный интеллект и др.). В качестве одного из лидеров научно-технической революции в США особенно часто упоминается коммерсант Илон Маск – владелец нескольких компаний, специализирующаяся на научно-технических разработках. Например, автомобилестроительная компания Tesla, одно из перспективных направлений которой – беспилотные электромобили (в России и то и другое по отдельности – электромобили и беспилотные автомобили – воспринимается пока как экзотика, а в США это уже прибыльный бизнес). Ему же принадлежит космическая компания SpaceX, научившаяся запускать многоразовые космические ракеты (у бывших американских «Шаттлов» и советских «Буранов» многоразовыми были только сами космические корабли, а здесь – и ракеты-носители), и грузовой космический корабль Dragon, способный возвращать полезный груз на Землю (чего не умеют наши «Прогрессы»), а после появления пассажирской версии корабля Dragon через несколько лет Россия утратит монополию на пилотируемые космические запуски.

Однако, несмотря на все достижения прогресса, капитализм остаётся капитализмом, и эксплуатация трудящихся, руками которых всё это создаётся, никуда не делась.

Недавно агентство РИА Новости опубликовала интересную статью (по ссылке), каким образом создаются все эти достижения прогресса. При этом необходимо иметь в виду, что тут мы имеем дело с информационной войной между различными капиталистическим группировками. Публикации против Маска особенно активизировались  после избрания президентом США Дональда Трампа, у которого с Маском взаимная неприязнь, а российская официальная пропаганда (типичным представителем которой и является РИА Новости) всегда рада выслужиться перед новыми друзьями своих хозяев. Тем не менее, мы никогда не отказывались от использования разоблачительной информации, которую выливают друг на друга конкурирующие между собой буржуи, для разоблачения капитализма в целом.

Содержание упомянутой публикации в следующем:

«На днях изданию The Guardian удалось сделать чудо в этом направлении — пообщаться с рабочими на фабрике Tesla во Фримонте. Статья описывает реальную ситуацию на одном из олицетворений мечт и чаяний про роботизацию и автоматизацию — заводе фирмы Tesla во Фримонте.

Ситуация достаточно проста. На заводе действительно работает много роботов, просто фамилии у них типа "Санчез". Работают роботы по 10-12 часов. В основном нелегально, так как легально столько работать по договору нельзя. Это делает, кстати, ощутимо понятнее причины удивительно стройного хора голосов "калифорнийских хай-тек-фирм" на тему иммиграционного указа Трампа — ведь без роботов Санчезов имитировать хай-тек станет окончательно невыгодно.

Суперроботизированная хай-тек-фабрика использует труд более 10 тысяч сотрудников, чтобы произвести немногим более 50 тысяч единиц автотранспорта в год. Учитывая, что у электромобиля количество узлов изначально ощутимо ниже, чем у обычного, плюс то, что на заводе ведется крупноузловая сборка (то есть "теслы" собираются из готовых компонентов; завод во Фримонте — это изначально сборочный цех "Тойоты"), ситуация выглядит еще более удручающей. Просто "сказочная" и "постоянно растущая из-за оптимизации" эффективность производства получается. Это уровень автоматизации примерно довоенных производств первой половины прошлого века.

При этом производству не месяц и не год, ему около 10 лет. Что же будет с мифом "постоянно и непрерывно идут оптимизация и улучшения, все постоянно прогрессирует и само по себе становится все более оптимизированным и эффективным, иначе просто быть не может"?

Да ничего, в общем-то, не будет. Миф отлично умеет жить в отрыве от реальности. Кроме того, имеет место эффект ложной аналогии, когда прогресс в какой-то из "знаковых" отраслей выдается за "типовой для всех": "Вот процессоры постоянно увеличивают производительность, и флэшки становятся все более емкими — а значит, так во всем, на чем наклейка "хай-тек". Именно этот миф прекрасно помогает преодолеть неудобные факты верующим в чудо.

По интернету бродят массовые рассказы на данную тему, выполненные в стиле мозаики — это известный метод для создания иллюзии всеохватности процесса. Каждый из них имеет вид "Фирма A полностью отказалась от человеческого труда на производстве в городе Х" — с обязательным добавлением пачки выводов средней степени безысходности. И обязательным "заминанием" неудобных деталей. При нужной регулярности подачи у читающего создается ощущение глобального неотвратимого процесса, а на любую попытку осмыслить происходящее вырабатывается реакция "не время сейчас рефлексировать, когда такое-то ослепительное вокруг происходит". Так проходят годы ожиданий».

Ещё один пример роботизации – это беспилотный метрополитен. В ряде крупных городов азиатских стран (Гонконг, Куала-Лумпур, Сингапур, Дубаи и др.) уже несколько лет в метро ездят поезда без машинистов. Пару лет назад ходили разговоры о запуске экспериментальных поездов без машинистов и в московском метро, но всё ограничилось обещаниями, которые вскоре забыли. И здесь всё оказалось не совсем радужно. В той же публикации РИА Новости рассказывается:

«Часть таких рассказов я вижу сам. Проживая на острове Гонконг, наблюдал за тем, как строилась новая линия метро. Небольшая, из пяти станций, служащая задаче "чтобы сквозь гору по тоннелю и в объезд не нужно было ездить". Одним из ключевых признаков технологичности линии заявлялось то, что поезда на ней будут без машинистов. На тему этого местная пресса очень долго упражнялась в обсуждении прорывного и технологичного будущего.

В реальности все восемь составов, перемещающихся по этой линии, действительно являются беспилотными. И это минус 16 рабочих мест. Проблема разве что в том, что управляются эти составы из специального депо, в котором работает около 90 человек — исключительно на специфичной задаче управления беспилотными поездами».

Бесспорно, автоматизация и роботизация повышают производительность труда. На производство одной единицы продукции требуется всё меньше и меньше человеко-часов, или, что то же самое, один человек за единицу времени способен произвести больше продукции. Сегодня каждый работающий человек за свой рабочий день уже способен произвести материальных благ значительно больше, чем это ему требуется для существования. Но при капитализме это ведёт не к росту благосостояния граждан, а к социальным бедствиям – часть работников оказывается «лишними», что ведёт либо к их массовым увольнениям (что чревато социальным взрывом), либо изобретением для ставших «лишними» людей совершенно бессмысленных профессий типа «заворачиватель гамбургеров» или, как в приведённом выше примере – надзиратель за беспилотными поездами.

Казалось бы, логичным условием стало бы сокращение рабочего дня при сохранении численности занятых. Однако для капиталиста этот вариант чужд, поскольку цель капиталиста – получение прибыли. А при социалистической экономике это будет вполне возможный вариант. Хорошо об этом говорится в высказывании, приписываемом заместителю председателя Совета министров сталинского СССР Л.П. Берия:

«Товарищ Сталин ставит великую задачу, добиться 5-часового рабочего дня. Если мы этого добьёмся, то это будет великий переворот. В девять работу начал, в 2 часа уже конец, без перерыва. Пообедал, и время свободное. Мы на одном этом капитализм обойдём, они так не могут, им прибыль давай, а им рабочие – а как русские могут за 5 часов и живут хорошо. Нет, давай нам тоже социализм и Советскую Власть, мы тоже хотим жить как люди. Вот это и будет мирное наступление коммунизма».

«Коммунизм возможен, если в жизни будет расти число коммунистов не за страх, не за премию, а за совесть, таких, которым интересно работать и жить, которые умеют и поработать и отдохнуть, но не так, на танцульках, а с душой, чтобы развиваться».

«Спорт, это обязательно для каждого, если рабочий день будет 5 часов, на всё хватит, учиться надо будет всю жизнь. Прошло 10 лет, снова садись на пару месяцев за парту, вспоминай историю, географию. А если знаешь, сдай экзамен и гуляй эти два месяца. Нам неучи не нужны, нам нужны поголовно коммунисты, а какой ты коммунист, если ты ничего не знаешь и за сердце в сорок лет хватаешься. Это у нас времени не было, а у тебя есть, давай, развивайся, дорогой, тебе Советская Власть дала, пользуйся и сам её укрепляй».(источник).

Действительно, давайте включим логику. Значит, после проведённой модернизации оборудования на производство того же количества продукции требуется значительно меньшее количество человеко-часов. Но ведь количество произведённой продукции (а, стало быть, и выручка от её реализации) не уменьшится, более того, имеются возможности для их увеличения. А значит, можно, без всяких массовых увольнений, продолжать платить тому же количеству рабочих ту же зарплату, которую они получали и раньше. А если от них требуется меньшее количество затрат человеко-часов - то сокращать надо не людей, а рабочее время. При том же (а то и большем) объёме производимой продукции и такой же (а то и большей) зарплате - значительно более короткий рабочий день. А часть освободившегося рабочего времени направить на образование и повышение квалификации трудящихся. Чтобы дальше сами участвовали в разработке технологий нового поколения, которые позволили бы ещё больше сократить рабочее время и дать возможности для развития. Так ставили вопрос Лаврентий Павлович Берия и Иосиф Виссарионович Сталин. И так не могут власти капиталистических стран, в том числе и нынешней буржуазной России. Потому что они же ставят основным приоритетом не рост производства для своей страны, а "интеграцию в мировой рынок". А соревнование с конкурентами на мировом рынке требует "снижать издержки".

Впрочем, именно об этом Лаврентий Павлович и говорил: «Они так не могут, им прибыль давай, а им рабочие – а как при социализме могут за 5 часов и живут хорошо. Нет, давай нам тоже социализм и Советскую Власть, мы тоже хотим жить как люди. Вот это и будет мирное наступление коммунизма».

Правда, насколько оно способно быть мирным в нынешних условиях - это, конечно, вопрос более чем спорный.

А. Буслаев
Просмотров 681
Поделиться:
  • Добавить в  ВКонтакте
  • Добавить в  FaceBook
  • Добавить в  Twitter
  • Добавить в  Google
  • Добавить в  Liveinternet
  • Добавить в  livejournal.com
  • Добавить в  в Мой Мир
  • Добавить в  Я.ру