Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
Российская Коммунистическая Рабочая Партия

РКРП-КПСС
Разделы Добавить в избранное Карта сайта
RKRP
В Фонд Борьбы!
Наши опросы

Ежегодный рост зарплат не ниже инфляции. см.

О нас Маркер Наша Программа Маркер Рабочее движение Маркер Наша пресса Маркер Фонд Борьбы Маркер Контакты Маркер ENGLISH

Протестантство – религия денег

Дата: 13.09.2017 г. Добавил: polina
]]>Печать]]> E-mail

Реформация - протестантство

 «Прогрессивная общественность» Запада отмечает в этом году 500-летие начавшейся 31 октября 1517г. Реформации (лат. reformatio - преобразование), заключавшейся в пресечении всесилия римской Католической Церкви и выделении из нее куда более удобного для реформаторов религиозного течения - Протестантства (лат. protestatio - возражение). В Средневековье Она сформировалась жестокой, циничной, самонадеянной, и ничего хорошего, кроме «охоты на ведьм», сожжений, инквизиций и рабского тупоумия людям не несла. Однако идеально вписывалась в господствующий феодальный строй, играя в нем сверхзначимую роль, и если в светской иерархии выстроились разные категории сеньоров и вассалов - от короля (верховного сеньора) до рыцаря, то члены клира градуировались по феодальным степеням от папы (верховного первосвященника) до приходского кюре. И узурпируя, таким образом, готовые формы феодального общества, в иерархическом Всевластии своем получала от них бесчисленные плоды, а, являясь крупным феодалом, в государствах Запада владела до 1/3 обрабатываемой земли, на которой использовала труд крепостных, применяя методы и приемы, что и светские феодалы. За что им формировала идеологию закономерности, справедливости и богоугодности этого общества, а монархи Европы, в свою очередь, шли на любые затраты, дабы получить от клириков высшую санкцию на свое господство. И так, в совместном как бы Всевластии, Католическая Церковь могла существовать и процветать пока господствовала ее материальная основа - феодальный строй.

 Однако вопрос об Ее Очищении возвращением хотя бы к чистоте Веры стал вызревать, тем более что с начала XIV в. в Италии, став предпосылкой тому, на смену Средним векам пришла Эпоха Возрождения - Ренессанс (снова рождение). В XV-XVI вв. двинувшаяся и далее по Европе, и ее упор на индивидуальность, личную ответственность позволил по-новому взглянуть на все явления культуры, в том числе и на религию, обратив внимание именно на несоответствие первохристианства и современной Церкви. Люди с пробужденным рассудком и мирским мировоззрением критически стали оценивать церковную структуру и, желая изменить ее, приблизить к первоисточникам, открыто об этом заговорили. И в этом плане постановка на место зарвавшегося Католического Верховенства, его очищение и приведение хоть в какое-то, относительно приличествующее чистоте Веры соответствие - абсолютно верны, актуальны, они просто назрели. И к этому подключились очень неглупые люди.

 Так в Англии голос протеста возвысил профессор Оксфордского университета Джон Виклиф, в 1379г. выступив против догматизма римской церкви с революционными идеями уничтожения всей папской системы и секуляризации монастырско-церковной земли. Посягнул и на авторитет римского папы, выразив в своих сочинениях идею, что Христос, а не папа римский, является главой церкви, и утверждал, что Библия, а не церковь, является единственным авторитетом верующего. Что церковь должна строиться по образу Нового Завета, для чего, чтобы Библию сделать доступной и ею подкрепить взгляды, в 1382г. закончил первый полный перевод Нового Завета на английский язык. Выступил и против догмата о пресуществлении, хотя римская церковь полагала, что сущность элементов изменяется при неизменной внешней форме, и утверждал, что вещество элементов остается неизменным. Что Христос является духовно присутствующим во время этого таинства и ощущается верой - и принять такой взгляд Виклифа значило признать, что священник не в состоянии влиять на спасение человека путем запрета ему принимать тело и кровь Христа при евхаристии. Взгляды Виклифа, его учение о равенстве в церкви были осуждены в Лондоне и Риме, и он был признан еретиком, но в Англии и Франции, где сложилась сильная королевская власть, амбиции Католической Церкви особыми декретами, все-таки, ограничили, и тем от гибели на время спасли.

 Однако куда менее «цивилизованно» пошли дела в Чехии, где Виклифа поддержал обучавшийся в Пражском университете и в 1409г. ставший его ректором пастор Вифлеемской часовни Ян Гус. Сочинения он читал, идеи крепко усвоил, и реформу церкви в Чехии предлагал сходной с той, которую провозглашал Виклиф. Верхи Церкви должны очиститься и стать на позиции превосходства Священного Писания; люди ее не должны купаться в золоте и заниматься государственными делами, а Призвание их учить народ жить по слову Христа, являя пример личной скромности и благочестия. Эти проповеди его, к тому же, пришлись на время подъема чешского национального сознания, выступившего против власти Священной Римской империи в Чехии, против засилья немецкого духовенства, стремившегося приобрести участки на Куттенберских рудниках. И на основе таких истин Учения последователи Гуса к 1420г. и выработали программу своих конкретных земных «пражских артикулов», которые можно только приветствовать.

 Первым, из которых была свобода, а не избранное навязывание проповеди слова Божьего. Вторым - запрет церкви пользоваться светской властью, когда ее представители занимались не делами господними, а, получая церковные доходы, сидели на государственных должностях. Третьим было «причащение под обоими видами для всех», т.е. не только клириков, но и мирян, ибо к XIV-XV вв. в католическом мире сложилась практика, когда священник поднимал чашу и говорил: «Примите и пейте из нее все. Сия чаша есть Новый Завет в моей крови», но затем выпивал ее один, а всем остальным раздавал только облатку (плоский круг из теста, используемый в приготовлении различных блюд). Что стало восприниматься несправедливым неравенством, и гуситы требовали, чтобы из чаши не только хлебом, как «плотью», но и вином - «кровью Христовой» могли причащаться абсолютно все - литургическая чаша даже стала символом их движения на знаменах. А Четвертым было стремление к социальной справедливости против неравноправия еще и в равенстве перед Законом Божьим с «наказанием смертных грехов» мирян и клириков одинаково.

 Но и это было еще не все, ибо среди гуситского движения выдвинулись радикальные табориты, которые устроили свой укрепленный лагерь на горе, названной в честь горы Фавор (по-чешски Табор), расположенной неподалеку от Назарета и в христианстве считающейся местом Преображения Господня. И там они уже как бы по артикулу Пятому создали коммуну наподобие общин первых христиан, где каждый входящий со всеми имеющимися у него драгоценностями был должен расстаться. И особое отвращение питали они к церковным золотым украшениям, ибо как может быть в церкви золото, если у Христа его не было и он ходил босой, ничем не владея, и учил, что «Не можете служить Богу и Маммоне». Табориты вывод такой для себя и сделали: никто не должен ничем владеть, ибо собственность - грех и должно быть все общим, что в понимании их войной против всего за Божью правду и было.

 Ну и могли ли терпеть что-то с такими призывами всевластные тогда Верхи Католичества? Нет. И для пресечения сего император Сигизмунд I и папа римский Мартин V инициировали XVI Вселенский церковный собор в Констанце, на котором Гус требовал, чтобы в неправоте его убеждений по следованию Верхов именно Священному Писанию переубедить смогли только по Библии. Т.е. по тому, чему учит она. Однако переубеждать Собор и не стремился, а просто категорически требовал, чтобы от убеждений таких он сам отказался. А не захочет - пойдет на костер. И 6 июля 1415г. Ян Гус и его сподвижник Иероним Пражский были провозглашены еретиками и, как «исчадие ада», заживо сожжены. После чего, хотя гуситы-табориты в сражении при Липанах в 1434г. и потерпели поражение, гуситское движение стало одним из самых ярких революционных событий в истории средневековой Европы, а ставший чешским Героем Ян Гус прослыл настоящим революционером. И пусть и не социальным - религиозным, но все равно проникся бедственным положением чешских бедняков и начал их призывать к акциям неповиновения против немецких аристократов и католической церкви.

 А поскольку и в самой Германии, где центральная власть была призрачной, а папская курия, как в своей вотчине, хозяйничала - Католическая Церковь с ее бесконечными поборами и вымогательствами тоже вызывала всеобщую ненависть, а непристойное поведение первосвященников многократно эту ненависть усиливало. И потому именно здесь, в Германии, весь этот давно созревший Протест против католического Верховенства и привел к окончательному оформлению его под названием Реформация. Случилось это после того, как 31 октября 1517 г. доктор богословия Виттенбергского университета Мартин Лютер, Библию для прочтения на немецкий язык также переведший, к дверям виттенбергской Замковой церкви прибил свои «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений Католической церкви, в частности, против продажи индульгенций. И поскольку в 1529г. 6 князей и 14 свободных городов Священной Римской империи в его защиту на проводимом в немецком городе Шпейер рейхстаге (высшем законо-совещательном органе Империи) подали свой «шпейерский Протест», сторонники Реформации получили название Протестантов, а их Движение - Протестантство. Одно из направлений которого по имени Лютера получило название лютеранство.

 И, кроме того, в Западной и Центральной Европе XVI - начала XVII вв. в вероучениях последователей возникли и другие некатолические конфессии. По имени французского богослова Жана Кальвина - кальвинизм. Швейцарского гуманиста и философа Ульриха Цвингли - цвинглианство. Голландского богослова-пацифиста Менно Симонса - меннонизм. Немецких «цвиккауских пророков» - анабаптизм. Возникшее особым путем англиканство и пр. Совокупность всех этих некатолических в результате Реформации конфессий и дала окончательное определение Протестантизма, а все, что делалось его идеологами-мыслителями по преобразованию зарвавшейся Католической Церкви очищением с возвратом к первоистокам Библии - было верным, справедливым и правильным; их жертвенность в этом можно только приветствовать. Однако к задаче эту негодную Церковь «поставить на место» в борьбе уже куда более за собственность подключился и зародившийся класс буржуазии, который, формируясь в XIV- XV вв. сначала в Средней Италии и Фландрии, а с конца XV в. и повсюду в Европе, стал захватывать экономику. И ему, запретендовавшему уже и на политическую гегемонию, в рамках Католичества становилось неприемлемо «тесно», нужна была какая-то новая, ему удобная идеология. Упрощенная и дешевая. Деньги буржуазии были нужны не для того, чтобы строить величавые соборы и проводить пышные церковные службы, а для того, чтобы, вкладывая их в производство, создавать и приумножать свои разрастающиеся предприятия. В соответствии, с чем дорогостоящая организация церкви с ее папой, кардиналами, епископами, монастырями и церковным землевладением - становилась не только ненужной, а и просто вредной. Почему и к Реформации буржуазия, формально от христианства не отказываясь, с готовностью присоединилась, но «выруливать» стала совсем не туда, куда и мыслители, а под себя и для себя.

 И, да, прежнее феодальное Католичество было далеко отодвинуто, и Церковь власть свою потеряла. Да, в основании протестантских церквей, призывавших к скромности, экономии, накоплению и опоре на себя, а также в формировании национальных государств, в которых церковь главную роль, не играла - поддерживали и народные массы. Да, концом Реформации считают подписание в 1648г. Вестфальского мира, по которому религиозный фактор перестал играть существенную роль в европейской политике. Но в главном, принципиальном, придуманное по совершенно иным канонам в интересах буржуазии Протестантство привело совсем к другому - на нем вырос весь западный капитализм с очень большой идеологической разницей. И если снятие грехов по католичеству предполагалось добрыми делами и церковным богослужением, то для протестантства все это оказалось совершенно лишним - только верой во Христа, и ничем более. Ибо вера такая и есть, собственно, дар Божий, за что грешнику и даруется его полное прощение, так как воля его человеческая вследствие греха первородного парализована уже изначально.

 И вырос капитализм, в том числе, и на том, что было религиозно узаконено богатство, причем совершенно неважно, где и как ты добыл его - наличие просто означало, что Бог тебя хорошо любит. Так собственность стала священной, ее надо было уже просто хорошо хранить и умножать, а капитализм стал властью денег на всех уровнях. Реформация - это Протестантство, а Протестантство - Власть денег. В такой политической системе все стало продаваться и покупаться, и вот что об этом сказал Маркс. «Разрушительны последствия перехода человечества от религии христианства к религии денег, ибо поклонение маммоне обесценивает природу, культуру, семью, отдельно взятого человека; в конечном счете, ведет к их разрушению». И если «при 100% прибыли капитал попирает все человеческие законы, то при 300% нет преступления, на которое бы он не пошел, даже под страхом виселицы». Почему за 500 лет перехода к Религии денег мы и имели две Мировые войны. Не считая иных, самых разных. Везде. И всегда. До сих пор. 

 

 Геннадий ТУРЕЦКИЙ

Просмотров 345
Поделиться:
  • Добавить в  ВКонтакте
  • Добавить в  FaceBook
  • Добавить в  Twitter
  • Добавить в  Google
  • Добавить в  Liveinternet
  • Добавить в  livejournal.com
  • Добавить в  в Мой Мир
  • Добавить в  Я.ру