Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
Российская Коммунистическая Рабочая Партия

РКРП-КПСС
Разделы Добавить в избранное Карта сайта
В Фонд Борьбы!
RKRP
О нас Маркер Наша Программа Маркер Рабочее движение Маркер Наша пресса Маркер Фонд Борьбы Маркер Контакты Маркер ENGLISH

Очередная космическая авария как повод для очередной «реформы»

Дата: 13.12.2017 г. Добавил: Alser
]]>Печать]]> E-mail

А. Буслаев

В российской космонавтике в последние годы есть такое нехорошее свойство — как только произойдёт какая-нибудь громкая авария при запуске космического аппарата, так сразу же чиновники начинают заявлять, что эта авария является поводом для очередной «рыночной реформы» в отрасли. Якобы, эти аварии происходят из-за «пережитков социализма» и «нехватки рынка» (хотя, если подумать, то всё обстоит с точностью до наоборот).

Так было и после аварии «Фобос-грунта» в 2011 году, после которой Рогозин затеял «оптимизации» и массовые увольнения на предприятиях космической отрасли. Так было и после аварии при запуске «Протона» со спутниками ГЛОНАСС в 2013 г., после которой правительство затеяло преобразование Роскосмоса из государственного правительственного ведомства в полугосударственно-получастную «госкорпорацию». Не стала исключением и случившаяся 28 ноября 2017 года авария при запуске с космодрома «Восточный» — вчера советник Путина по экономике А.Р. Белоусов выступил с заявлением, в котором призвал Роскосмос «коммерциализироваться», «не сидеть на шее у государства» и «самостоятельно зарабатывать деньги»:

«Переход «Роскосмоса» к новой бизнес-модели может занять от трех до пяти лет, считает помощник президента РФ Андрей Белоусов. Ранее во вторник Белоусов выразил мнение, что «Роскосмос» должен начать зарабатывать деньги и по примеру «Росатома» стать крупнейшей глобальной конкурентоспособной компанией. «Нужно переосмыслить миссию «Роскосмоса», бизнес-модель, стратегию, имея в виду создание у «Роскосмоса» второго крыла. Останется, безусловно, работа на государство, на госзаказ, но второе крыло — это зарабатывание денег по-крупному, максимально», — считает помощник президента. Также необходимо решить вопрос снижения трудозатрат, ускорить процессы принятия и реализации решений. Помощник президента привел в пример решение об акционировании Центра имени Хруничева, которое было принято три года назад, но до сих пор не реализовано. «С такими скоростями мы не то что в космос не улетим, мы от земли-то не оторвемся», — отметил он».

источник — https://ria.ru/science/20171212/1510744397.html


Насчёт акционирования центра им. Хруничева помощник «самого информированного человека» отстал от жизни: это предприятие стало акционерным обществом ещё около месяца назад (см. http://novosti-kosmonavtiki.ru/news/35312/), и, честно говоря, есть большие сомнения, что это самое акционирование скажется на работе предприятия позитивно.

Поводом для призывов к очередной рыночной «реформе», стала, как вы уже поняли, катастрофа широко распиаренного второго запуска с нового космодрома «Восточный» 28 ноября 2017 года, когда ракета «Союз» с метеорологическим спутником «Метеор» и ещё 18 спутниками, 17 из которых иностранные, сначала было благополучно взлетела. Пропаганда сперва бурно отмечала это событие: Рогозин произнёс перед коллегами поздравительную речь, закончив её выкрикиванием баркашовского лозунга «Слава России!» (для сравнения — можете ли вы себе представить, чтобы, например, его немецкий коллега Йохан-Дитрих Вернер в подобной ситуации закончил бы свой спич словами «Deutschland über alles!»?); церковники отрапортовали, что «успешно взлетевшая ракета» перед запуском была освящена, но через час после запуска оказалось, что «что-то пошло не так» — спутники на целевые орбиты не вышли и упали в Атлантический океан. В итоге третий полёт, намечавшийся на декабрь 2017 года, перенесён, как минимум, на конец января.

Как уточнил политолог Евгений Сатановский в радиопередаче «От двух до пяти» на радио «Вести ФМ» со ссылкой на журнал «Эксперт» №49, «Сама ракета прибыла на «Восточный» чуть ли не до месяц до старта, как и разгонный блок «Фрегат». Этот аппарат создан в химкинском НПО им. Лавочкина, его главная задача состоит в том, чтобы после отделения от третьей ступени вывести полезную нагрузку на расчётную орбиту (на высоте порядка 800 км от Земли). Но для этого «Фрегат» должен находиться в космосе в определённом положении, чего на этот раз, судя по всему, не было. На старт ракеты это, конечно же, никак не повлияло — он прошёл успешно. В 8:41 по московскому времени ракета «Союз-2.1б» оторвалась от стартовой площадки Восточного, после чего от нее последовательно отделились все три ступени. Наконец, в 8:51 состоялось первое включение маршевого двигателя «Фрегата». Но второго включения двигателя «Фрегата» так и не произошло». Он также добавляет, что это уже не первый случай, когда происходит сбой в навигации разгонного блока, при этом сбои фиксировали ещё и при наземных испытаниях. Но коммерческая алчность и желание поскорее отрапортовать начальству привели к тому, что не до конца проверенный аппарат был запущен с не до конца готового космодрома со всеми вытекающими последствиями.

Другими словами, сегодня на «Восточном» случилось абсолютное повторение того, что произошло с «Фобос-грунтом» ровно 6 лет назад, в ноябре 2011 года. Запуск которого тогда тоже многократно переносили: с 2005 на 2009, затем на 2011, в 2011 году перед запуском говорили, что аппарат не совсем готов и надо бы ещё перенести, но возобладала точка зрения, что «нужно запустить в целях предвыборного пиара». Тут всё то же самое, и даже предвыборный пиар явно имел место. И запуск неподготовленного аппарата (в данном случае — с не совсем готового космодрома) закончился тем же самым результатом — вместо предвыборного пиара получилось пополнение Тихоокеанской космической группировки.

Главное, тут вот что надо отметить. Сама по себе авария космического аппарата — это, как ни цинично звучит, явление естественное. Космические аварии были и в СССР, и сейчас случаются в западных странах, и соотношение количества удачных и неудачных запусков во всех этих случаях по порядку величины примерно одинаковое. То есть явной вины правящего режима или чиновников Роскосмоса в произошедшей аварии нет. Но вот значительно более мощный имиджевый ущерб для правящего режима нанесла не столько авария сама по себе, сколько неадекватная реакция высокопоставленных лиц, особенно в период между запуском и нештатной ситуацией.

Ну и конечно, может быть, и не самая страшная, но наверняка самая резонансная проблема российской космонавтики — это «освящение» ракет перед стартом. Как затем иронизировали многие СМИ, «авария привела к серьёзному богословскому диспуту»: известный пропагандист РПЦ Андрей Кураев (который долгое время был «правой рукой» Гундяева ещё задолго до избрания того патриархом, но несколько лет назад попал в немилость у церковной верхушки), обвинил своих коллег по РПЦ в неправильно проведённой процедуре «освящения» и заявил, что церковники, «освящающие» ракеты, должны нести ответственность за «качество» своих «услуг». В ответ на что несколько церковных иерархов выступили с циничными заявлениями, что «обряд освящения не даёт гарантию безопасности»…

Если произошедшее приведёт к правильным оргвыводам по отношению к высокопоставленным зигователям и «освятителям» — значит, будем считать, что понесённый материальный ущерб был не напрасен. Хотя за прошедшие почти три недели оргвыводов до сих пор не последовало…

Что же касается коренного решения проблемы, то вернёмся к очередным призывам властей о «коммерциализации» космонавтики, с чего, собственно, и началась эта публикация. Конечно, с одной стороны, никто не спорит, что существуют направления космической деятельности, которые могут и должны приносить коммерческий доход: например, спутники связи и дистанционного зондирования Земли, метеорологические и картографические спутники, прикладные исследования на МКС, рынок космических запусков и др. Но, с другой стороны, существуют и такие направления космонавтики, которые не могут и не должны быть предметом коммерции, а должны финансироваться из госбюджета — фундаментальные научные исследования (в т.ч. в дальнем космосе), пилотируемые полёты, а также космическая деятельность оборонного характера. И пока как-то не наблюдается оснований для того, чтобы доля второго из этих направлений сокращалась в пользу первого.

Кроме того, существует и такое направление космической деятельности, которого пока нет на практике и которое имеется только в планах, но которое рано или поздно станет реальностью — это колонизация других небесных тел. Могут сказать, что и это направление вполне может быть коммерциализировано, например, за счёт освоения ресурсов других планет. Но это неправильный подход. Потому что когда на других небесных телах будут строиться крупные поселения, по размерам сопоставимые с земными городами — то на них надо будет с самого начала устанавливать общественные отношения, соответствующие высшей фазе коммунизма. Потому что нелепо было бы брать с собой в космос те недостатки, которые есть на Земле. Но, очевидно, для того, чтобы власти были способны сформулировать такую постановку вопроса — для этого должен быть другой общественный строй.

Просмотров 491
Поделиться:
  • Добавить в  ВКонтакте
  • Добавить в  FaceBook
  • Добавить в  Twitter
  • Добавить в  Google
  • Добавить в  Liveinternet
  • Добавить в  livejournal.com
  • Добавить в  в Мой Мир
  • Добавить в  Я.ру