Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
Российская Коммунистическая Рабочая Партия

РКРП-КПСС
Разделы Добавить в избранное Карта сайта
В Фонд Борьбы!
RKRP
О нас Маркер Наша Программа Маркер Рабочее движение Маркер Наша пресса Маркер Фонд Борьбы Маркер Контакты Маркер ENGLISH

Мастер

Дата: 21.01.2010 г. Добавил: Андрей Бобыльков
]]>Печать]]> E-mail
Рассказ о товарище Расскажу о товарище

Мастер



С Юрием Георгиевичем Вострецовым мы связаны четверть века. Вместе работали в Академическом театре имени А.С. Пушкина, состояли в одной парторганизации, были свидетелями искусственного крушения КПСС и советского государства, одинаково страдаем и поныне, как и многие миллионы простых советских людей, видя последствия разгрома нашего Отечества, взорванного мародерами изнутри.



Мы одногодки. Прожили уже более 80 лет. Силы уже не те. Но нас держит память.



Недавно я узнал, что член Российской Коммунистической Рабочей партии Ю.Г. Вострецов награжден юбилейной сталинской медалью. Пришел его поздравить. Приятно было видеть своего товарища посветлевшим.



– Я ведь уже год, как не выхожу из квартиры, – рассказывает мне Юрий Георгиевич. – Думал уже, никому не нужен. И вдруг звонок из ЦК: ждите гостей… – Юрий Георгиевич улыбнулся. – Вот, товарищи по партии вручили… – и ласково провел ладонью по медали. – Свою первую награду я получил в мае 1945 года. И была это медаль «За победу над Германией». И тоже с портретом Иосифа Виссарионовича Сталина. …Драгоценные награды.



Мне понятны были чувства старого ветерана. Сколько раз мы слышали победную трескотню о последнем гвозде, забитом в гроб коммунизма. А он, коммунизм, живет и будет жить, пока существует человечество. Мы сидели с Юрием Георгиевичем в его квартире, заставленной стеллажами с книгами, эскизами прошлых работ, картинами и скульптурами, и вспоминали годы Великой Отечественной войны. Тогда не говорили к месту и не к месту про какую-то толерантность, тогда все мы, народы Советского Союза, были единой семьей. И вместе защищали наше общее Отечество. Вспомнили мы и славные послевоенные годы, когда страна, руководимая Сталиным, строила и созидала, совершала планетарные подвиги и открытия. Сейчас о том времени если и говорится, то только сквозь презрительно оттопыренную губу. Заговорили мы и о ежегодном снижении цен на продукты и товары первой необходимости с одновременным повышением зарплаты. Такого ни в одной стране мира не было. Это чудо стало возможным только в Советском Союзе и только при Сталине!



Мы не просто верили Сталину, мы знали, что он ведет страну и народ верным путем. Как же не называть его вождем и отцом! Это нынешние якобы историки изгаляются над тем временем, выдумывают, высасывают из пальца всякую жуть. Люди охотно и с удовольствием работали. Восстанавливали и заново строили города и села, заводы и фабрики, институты, больницы, школы, плотины, космодромы… Сказку делали былью! Да, было трудно и даже тяжело, хватало всякого, но впереди все видели свет и знали, что будущее строится для счастья людей. Сталину удалось сплотить весь советский народ, воодушевить, заставить всех думать сначала о Родине, а потом о себе. Были созданы красивые песни, умные книги, неповторимые фильмы и спектакли. И не было в квартирах железных дверей с сейфовыми замками. Такой вот был жуткий тоталитаризм!



Сейчас его нет, уже лет 20 страна Россия живет в условиях «демократии и свободы», а что-нибудь хорошее появилось?.. Вседозволенность породила беспредел. Духовное опустошение вселилось в каждого из нас, граждан бывшего Советского Союза.



…Когда-то, только начав работать с Юрием Георгиевичем в Пушкинском театре, я скорее по старой журналистской привычке записал в своем блокноте: «Он всё делает обстоятельно, сосредоточенно, с почерком ученого, со знаком качества. Его работа принимается художниками, режиссерами, пожарными, инженерами. Потому должна быть и совершенна в своей заданности, и крепка, и безопасна.



Нет спектаклей, где бы его труд не был нужен. Медаль, конфета, музыкальная шкатулка, яблоко, декоративная дверь, монументальный памятник, фрагмент самолета – все это создается и успешно работает в результате творчества бутафора-скульптора, бутафора-декоратора. На театральном производстве Вострецова знают все, ибо он – Мастер».



Юрий Георгиевич Вострецов пришел в театральный мир не случайно. Любовь к книге, искусству, привила ему мать. Еще в школе он рисовал, оформлял стенгазету, любил петь, особенно увлекся театром. В нем благополучно прорастали природные дарования. Учиться бы…



Но тогда нужно было прежде всего работать – на пути его поколения стояла война. И все-таки Вострецов в ту пору писал: Свою мечту нельзя забыть. Нет жизни без мечты. И без нее не может быть Любви и красоты.



Поэтическое восприятие мира, художественная устремленность привели шестнадцатилетнего паренька, живущего в Перми, в эвакуированный сюда из Ленинграда Театр оперы и балета им. С.М. Кирова.



Ему там поручали работу немудреную: помогать в постановочной части, подклеивать поврежденные декорации, что-то принести, что-то вырезать… Но чтобы ни делал Юрий, он все делал добросовестно, увлеченно, всерьез. Поэтому когда в 1944 году театр вернулся домой, вместе с ним в Ленинград приехал и Вострецова. Ему предложили работать в театре и дальше, высоко оценив его хорошие руки и трудолюбие.



Здесь, в Ленинграде, он возмужал, обрел признание, друзей. Здесь встретился с большими мастерами театрального дела – заслуженными деятелями искусств РСФСР С.А. Евсеевым и И.А. Далевым, оказавшим глубокое влияние на формирование его таланта.



Служа в армии, Вострецов, уже «заболев» театром, каждую минуту свободного времени занимался в воинской самодеятельности – играл в интермедиях, писал декорации, организовывал театральные выступления. В сентябре 1949 года командир полка лично вручил ему партийный билет.



Демобилизовавшись в 1951 году он пришел в Ленинградский художественно-производственный комбинат и пять лет под руководством мастера В.С. Варшавской, совершенствовал навыки столяра и слесаря, портного и аппликатора, скульптора и живописца, чтобы стать профессиональным бутафором.



А дальше – Академический театр им. А.С. Пушкина, которому Ю. Вострецов отдал 40 лет жизни. И не потому, что «другого ему не дано». Трудясь в знаменитой «Александринке», он успешно играл в народном театре ДК им. Горького под руководством таких режиссеров, как А.Музиль, А.Герман. Актерский диапазон Ю.Вострецова был широк: он исполнял такие разнопланоые роли, как Антип в «Зыковых», Нароков в «Талантах и Поклонниках», Дятлов в «Третьей патетической».



Согласитесь – достаточно оснований для того, чтобы учиться в театральном ВУЗе и пойти профессиональной дорогой артиста, режиссера, художника-постановщика или руководителя постановочной части. Он поступил иначе. Не смог отказаться от главного дела – создавать для сцены чудеса своими руками.



Еще в Перми, прикоснувшись при помощи бутафора А. Верито к миру театрального волшебства, почувствовав музыку превращения того или другого материала (ткани, клея, поролона) в готовое изделие – скажем в музыкальную шкатулку или сказочный цветок, - Юрий Георгиевич уже не мог отойти от этого всемогущего мира, изменить ему.



И профессия отблагодарила Вострецова за преданность и постоянство, отдав ему все свои таинства, возведя в ранг Мастера и Волшебника.



До «перестройки» в Ленинграде, в Карельской гостиной Дворца искусств им. К.С. Станиславского была организована выставка работ бутафора – Юрия Георгиевича Вострецова. В книге отзывов оказалось много записей, повторяющих друг друга: «Спасибо за чудо-выставку»…, «Мир сказки»…, «Поражает творение рук человеческих»…, «Только щедрое сердце и золотые руки могут совершить такое»…, «Я объясняюсь Вам в любви»… - так писали врачи, художники, инженеры, студенты, железнодорожники, коллеги – главный художник АБДТ им.Горького Э. Кочергин и художник МХАТа им.Горького Т.Серебрякова.



Ю. Вострецов пропитан своей профессией, поэтому так увлеченно преподавал предмет, которому посвятил жизнь, на постановочном факультете ЛГИТМиКа. Читая лекции по технологии сцены он не замыкался на материале, инструменте, оборудовании, или способе работы с ними, но доказательно объяснял, что театр – организм коллективный и степень его труда, влияния и воздействия на зрителей зависит от единства взглядов и самоотверженных усилий всех – режиссеров, художников, актеров, технических специалистов, квалифицированных рабочих. В ту пору он писал: Друзьям по жизни и борьбе, По сердцу и уму, Открой всё то, что жизнь тебе Открыла самому.



Вспоминаю: рабочее место Ю.Вострецова находилось в шестнадцатиметровой комнате бутафорского цеха Пушкинского театра во дворе училища имени Вагановой. Всё здесь было заставлено слепками, рисунками, масками, куклами, бюстами. Это пробы, варианты, копии выполненных в разное время изделий. К какому-то спектаклю Вострецову нужно было изготовить бюст Людовика ХIV. У Вострецова было единственная фотография с картины, на которой французский король был изображен в фас. Нужно было домыслить и воссоздать исторический персонаж в объеме. Согласитесь – задача посильна не каждому бутафору. Об этом невольно думаешь, останавливая взгляд на этой уникальной работе.



В свое время Юрию Георгиевичу покланялись его таланту знаменитые постановщики спектакля «Гамлет» Г.Козинцев и Н.Альтман. Запомнилась мне многосложная работа над спектаклем «Сирано де Бержерак» (режиссер-постановщик народный артист СССР И.Горбачев). Вклад Вострецова в эту постановку был поистине доминирующим. Самостоятельными произведениями искусства стали «балкон Роксаны, увитый плющом»; «интермедийный, расписной, тяжелый занавес, с объемными двухметровыми часами, украшенными химерами и амурами»; «одиннадцать метровых золоченых люстр, разместившихся по всему периметру сцены и подчеркивающих накал чувств и страстей героев Ростана».



Квартира Ю. Вострецова напоминает библиотеку и, в чем-то, архивное помещение: кругом книги, журналы, папки с тематическими вырезками из газет. Профессия обязывает старого мастера быть в курсе техники и технологии сценического производства. Он интересуется не только новостями театральной жизни Санкт-Петербурга и проблемами театров России, но и пристально следит за международной политикой, за экономическим состоянием страны, за нравственным воспитанием подростков.



Он был членом партбюро театра, председателем группы народного контроля и смотрел на жизнь и на труд с позиции коммуниста. Он много сделал, много знал, много умел. Своим идеям, принципам и духовным ценностям он не изменял никогда.



Уйдя из театра в 1991 году вместе с худруком коммунистом Игорем Горбачевым, Вострецов остался активным человеком, участвовал в пикетах, демонстрациях, распространял коммунистические газеты. В 2003 году восстановился в рядах партии, вступив в РКРП.



Такой жизнью, какую прожил мой товарищ, можно гордится. Ну а что же дальше? – спросит меня молодой читатель. Ведь то, что создавали советские люди, свалилось под откос. И я тоже задал ему этот вопрос. Юрий Георгиевич вздохнул:



– Я не политик. Но с высоты своего возраста скажу так: если граждане России не захотят все время жить в напряжении и ожидании худшего, они вернуться к Советам, к народной власти. Другого не дано. Капитализм это дорога в тупик, и теперь это понимают, пожалуй, большинство живущих на территории бывшего Советского Союза граждан. Достойно жить можно только при власти Советов, власти трудящихся. Сегодня это звучит, наверно, выспренно, но другого выбора у человечества нет.



Андрей Бобыльков
Просмотров 821
Поделиться:
  • Добавить в  ВКонтакте
  • Добавить в  FaceBook
  • Добавить в  Twitter
  • Добавить в  Google
  • Добавить в  Liveinternet
  • Добавить в  livejournal.com
  • Добавить в  в Мой Мир
  • Добавить в  Я.ру