Вечный зов Анатолия Иванова

Сильнее всего ему был ненавистен инстинкт собственничества 05.05.2008 | www.rian.ru

Автору известных романов "Повитель", "Тени исчезают в полдень", "Вечный зов" - Анатолию Степановичу Иванову 5 мая исполнилось бы 80 лет. Многолетний главный редактор одного из ведущих советских литературных журналов "Молодая гвардия", лауреат государственных премий, Герой социалистического труда. Его книги не только издавали, но и читали.

Родился Анатолий Иванов в селе Шемонаиха Восточно-Казахстанской области. Отец и мать, Степан Степанович и Марфа Логиновна Ивановы, вышли из крестьянских семей, всю жизнь занимавшихся хлебопашеством, жили в райцентре, где отец работал заведующим райотделом "Союзпечать", Марфа Логиновна занималась хозяйством.

Детство писателя было самым обычным для деревенского мальчика: поездки с родителями на поле, охота, работа на огороде, походы за грибами и ягодами, купание в реке Убе.

Когда Анатолию Степановичу было девять лет, случилась беда - умер от неизвестной болезни отец. И, как старшему в семье, ему пришлось стать опорой и поддержкой матери. Вдове с тремя детьми на руках было трудно прокормить семью. Но, несмотря ни на что, Марфа Логиновна смогла дать детям высшее образование. Анатолий Степанович поступил на факультет журналистки Казахского Государственного университета им. Кирова в Алма-Ате, а окончив его, работал в Семипалатинской областной газете "Прииртышская правда", оттуда был призван в армию.

Демобилизовавшись, Анатолий Иванов работает редактором районной газеты под Новосибирском, а позже - редактором Новосибирского книжного издательства, заместителем главного редактора журнала "Сибирские огни".

Работая в районной газете, он много разъезжал по колхозам. Это и была та самая литературная практика, предоставленная ему жизнью. "Вот тут-то у меня и зарождались первые замыслы, которые я попытался передать в рассказах", - писал Анатолий Степанович впоследствии.

В 1954 году в "Крестьянке" он публикует свой первый рассказ "Дождь", затем в 1956 году в Новосибирске выходит первая книга писателя - сборник самобытных рассказов "Алкины песни". По просьбе Новосибирского ТЮЗа, Ивановым была написана пьеса по рассказу "Алкины песни", 5 лет с успехом демонстрировавшаяся на сцене этого театра.

Однако же по-настоящему большой успех писателю принесла книга "Повитель", вышедшая в Новосибирском книжном издательстве в 1958 году. Как говорил сам автор: "Я хорошо знал героев, о которых мне приходилось рассказывать, до мельчайших подробностей. У меня не было никакой внутренней потребности "дополнительно изучать" литературу, ибо всё, что было с героями, зримо, рельефно, вполне очевидно стояло перед моими глазами".

В 1963 году увидел свет роман Анатолия Иванова "Тени исчезают в полдень". Этот роман, как и предыдущий, подтвердил, что в русскую литературу пришёл писатель эпического плана.

Замысел следующего романа-эпопеи "Вечный зов" автор охарактеризовал так: "Вечный зов" - книга о переустройстве нашего общества, о трудной борьбе народа за социальную справедливость, за человеческое счастье и достоинство. Главная мысль романа в том, что всякая истина, и обыкновенная, житейская, а особенно социальная, достается людям не просто". Над "Вечным зовом" Анатолий Иванов работал 13 лет с 1963-1975 годы.

По роману "Вечный зов" режиссеры Валерий Усков и Владимир Краснопольский поставили один из первых советских многосерийных телефильмов (19 серий), где Анатолий Иванов являлся соавтором сценария.

Этот фильм имел огромный зрительский успех, а также получил Государственную премию РСФСР и Государственную премию СССР.

Но не всё было безоблачным в творческой судьбе писателя. В смутные годы перестройки появилась целая серия разгромных статей по его произведениям, на которые, конечно же, Анатолий Степанович не мог не реагировать. Его упрекали в излишней политизации в ущерб художественных достоинств, в прямолинейном следовании канонам социалистического реализма, в выполнении социального заказа власти. Да, Анатолий Иванов был писателем идейным, и в этом смысле можно было бы говорить о его политизированности или, как теперь принято говорить, ангажированности. Но при всем этом его нельзя было упрекнуть в коньюнктурности. Все, кто близко знал Анатолия Степановича, говорили в один голос, что он писал так, как думал и чувствовал. И уж совсем несправедливо ему отказывать в литературном мастерстве. Его романы отличает своеобразие языка, яркая образность, прекрасное знание жизни.

Его кредо проявлялось в такой черте его творчества, которую он сам характеризовал как антибуржуазность. Сильнее всего в человеке ему был ненавистен инстинкт собственничества. С собственничеством воевали и зарубежные писатели, но как непохож респектабельный Сомс Форсайт из романа Джона Голсуорси "Сага о Форсайтах" на таких персонажей Анатолия Иванова, как дочь уральского золотопромышленника Серафима Клычкова, мироеды Жуков и Кругляшкин.

В России любые явления, любые процессы, тенденции, любые социальные явления принимают крайние формы, и это очень точно и образно передано в романах Анатолия Иванова. Поэтому когда критики ставили в вину Анатолию Иванову, что в его романах много крови, много трагедии, то по справедливости они должны были обращать эти упреки к самой российской действительности, к реальной истории нашего Отечества.