"Вышка" для высшего образования

Впереди довольно мрачные перспективы... Выход один - борьба Как известно, до 2010 г. все учебные заведения страны, как и замышлялось реформой образования, будут переведены в новый статус и вдобавок будут превращены в т.н. автономные учреждения. Это означает, что вузы получат право самостоятельно распоряжаться своими доходами, самостоятельно устанавливать программу обучения (но она должна соответствовать федеральным нормам), а главное - такие учреждения будут иметь разную степень государственной поддержки. Государство поделит вузы на три категории. Первый сорт - самые престижные в новой иерархии вузы, федеральные университеты. Их планируется оставить 16, сейчас в рамках эксперимента уже функционируют Сибирский и Южный федеральные университеты. Второй сорт учебных заведений - национальные исследовательские университеты. Их предполагается оставить 56 на всю страну. Обе эти категории будут финансироваться из бюджета. А вот третья категория - это всё остальное. Та же автономность в плане распоряжения доходами, но к ним ещё добавляется автономность… от государственного финансирования. Эта категория учебных заведений будет функционировать по широко известному принципу "Спасение утопающих - дело рук самих утопающих". В итоге, на всю страну будет 72 вуза с какой-то значимой государственной поддержкой, всё остальное, образно говоря, "сольют". Как будет протекать этот процесс? Сначала вуз получит статус автономного учреждения и, по-видимому, какие-то "подъёмные" на переходный период. Возможно сохранение льготного финансирования один или два года. Но спустя некоторое время, когда всё устаканится, государство начнёт рубить концы. Халява кончилась, крутитесь как хотите. Понятно, что учебное заведение, лишённое средств к существованию, либо обанкротится, либо будет вынуждено перепрофилироваться, например, на сдачу большей части помещений под офисы. Принятый ещё в 2004 г. знаменитый Федеральный закон № 122 потворствует этому, поскольку обязательные квоты на бюджетные места им официально отменены.

Вузы предпринимают отчаянные усилия, чтобы спастись и попасть в не самую "отстойную" категорию. Но это не так-то просто. Например, до сих пор непонятна судьба Российского химико-технологического университета им. Д.И.Менделеева, который в советское время являлся ведущим химическим вузом страны. Вполне возможно, что теперь этот университет лишится финансирования и попадёт в "слив". Создание экспериментального Южного федерального университета в Ростове-на-Дону было достигнуто путём слияния нескольких настоящих университетов в один крупный, лишь бы получить нужный статус. При этом слияние, естественно, не означает арифметического суммирования всех сотрудников. Ведь новому университету не нужно столько же сотрудников, сколько было во всех прежних. Поэтому сотрудников сократили. Но что характерно, ректоры, проректоры и т.п. чиновники не попали под сокращение. Этим господам были устроены тёплые местечки, придуманы новые должности. Сокращение было произведено за счёт собственно преподавательского состава и научных сотрудников, у которых, понятное дело, нет связей и блата в руководстве.

Примерно в эти же сроки власти докончат перевод вузов на двухуровневую систему обучения. Например, уже упоминавшийся РХТУ им. Д.И.Менделеева будет выпускать бакалавров, а также магистров. Правда, два факультета "Менделеевки" по-прежнему будут выпускать инженеров, исключительно в силу своего "оборонного" направления. Но все остальные факультеты будут заточены на выпуск именно бакалавров и магистров. Бакалавры, обучающиеся в течение 4 лет, по сути являются недоучками. Нахватавшись каких-то знаний по верхам, без углублённого изучения, они в лучшем случае потянут по старой системе на "незаконченное высшее". Достойное трудоустройство после бакалавриата не светит, придётся довольствоваться низкоквалифицированной работой или же доучиваться, разумеется, за деньги. Можно ещё пойти в магистратуру. Но как попасть туда и сколько денег придётся выложить? Ведь количество вакансий в магистратуре составляет треть от бакалавриата. То есть, 2/3 бакалавров гарантированно останутся за бортом.

Но и это ещё не всё. Реформа образования бьёт не только студентов, выворачивая их карманы и превращая в недоучек. Достаётся также преподавателям. Власть рассуждает: раз магистров гораздо меньше, чем бакалавров, становится ненужным прежнее количество преподавателей. И преподавателей начинают увольнять. Тем более, сокращению способствует ещё один нюанс. Как раз сейчас в вузы идёт волна абитуриентов самых тяжёлых годов рождения - начала 90-х. Рождаемость тогда по понятным причинам резко упала. Соответственно, и абитуриентов всё меньше и меньше. Этот факт используются как повод для ещё большего сокращения преподавательского состава. А оставшимся повышают норму. Если раньше 1 преподаватель приходился на 10 студентов, то сейчас эту планку повысили более чем в 2 раза. Думаете, зарплата преподавателей растёт пропорционально этой планке? Как бы не так. Одновременно с сокращением преподавателей, одновременно с увеличением их нагрузки предприимчивые чиновники начинают урезать норму финансирования на студентов. Как известно, федеральное финансирование напрямую зависит от количества обучающихся в вузе студентов; а от выделяемых на каждого студента средств, в свою очередь, зависит и зарплата преподавателя. Так вот, в прошлом учебном году та же "Менделеевка" получала в среднем 100 тыс. руб. на студента. В этом году - 75. В следующем учебном году эта норма, вероятно, будет сокращена до 50 тыс. руб.

Таким образом, и у студентов, и у преподавателей, и у многих учебных заведений в целом впереди довольно мрачные перспективы. Проворовавшаяся вузовская верхушка нередко использует тяжёлую ситуацию для набивания своих карманов, что ещё сильней ухудшает положение как учащихся, так и учителей. Выход один - совместная борьба студентов и преподавателей против губительной реформы образования. Лучше начать сегодня, пока высшее образование в стране ещё дышит, чем завтра, на его руинах.