О значении опыта большевиков для современного левого движения в России

Л. Сокольский


Сегодня мы начинаем публикацию серии статей об опыте практической работы большевиков в предоктябрьский период. Читайте первую статью этой серии.

Почему в России буксует левое движение? Почему на улицы выходят «норковые шубы», а рабочий класс молчит? Почему капитал наглеет все больше и больше, а трудящиеся нашей страны, видя, как на глазах ухудшается их жизнь, не спешат еще выходить на улицу и не думают бороться за свои права?

Многие коммунисты ломают голову сегодня над этим вопросом. Но ответа на него ищут где угодно, только не у классиков марксизма, забывая подчас, что они были не только гениальными теоретиками, но еще и не менее гениальными практиками, напрямую работавшими с тем самым рабочим классом, который и есть главная движущая сила социалистической революции. А ведь если уж кто и смог бы нам помочь ответить на эти вопросы, то только они.

Левые и даже многие из тех, кто называет себя коммунистами, зачастую истории партии большевиков и работ классиков марксизма боятся как огня. Заставить прочитать и осмыслить работы Маркса и Ленина, заглянуть в историю РСДРП(б), ознакомиться с решениями и резолюциями ее конференций и съездов зачастую невозможно даже не самых последних в интеллектуальном отношении людей. Они будут лучше блуждать в трех соснах, ломиться в давно открытую дверь, не видя ответов, которые даны давно и верность которых неоднократно доказана исторической практикой. Отчего так? Не понимаю.

Ведь не так трудно сообразить элементарную вещь, что если ты действительно хочешь активно содействовать делу построения социализма в своей стране, то сначала потрудись узнать, КАК именно это сделали большевики в свое время. Усвой их опыт и только потом придумывай что-то свое, новое.

Вот и с объединением левых такая же ситуация. Сколько говорят о том, что нужно объединение всех левых сил в стране, придумывают какие-то новые партии, уставы, программы, платформы, организуют форумы левых сил, но ни слова не говорят о самом главном - о том, в чем состоит главная задача левого движения, в чем заключается ОСНОВНАЯ работа всякой коммунистической партии, если она действительно коммунистическая. А ведь именно это и является одной из тех основ, на которых только и возможно объединение. Сам смысл-то объединения левых сил ведь не в том, чтобы подписать какие-то бумаги и пожать друг другу руки под вспышки фотоаппаратов, а в том, чтобы действовать организованно, совместно, слаженно ради общих целей и задач.

Как отвечают по большей части левые на вопрос об основной работе коммунистов? Тут у нас кто в лес, а кто по дрова. Значительная часть наших левых считает, что давайте сначала объединимся, а потом разберемся, что нам делать и как делать. Возникает вполне закономерный вопрос - а кто будет объединяться-то? Несколько десятков людей, называющих себя коммунистами, но при этом не выходящих за пределы своих партийных офисов? Но революции ведь делают не малочисленные группки людей, пусть и именующие себя компартиями, а огромные массы людей. Этот тезис классиков марксизма-ленинизма был неоднократно отлично доказан самой историей. Другая часть наших левых сил, в основном марксистской направленности, отвечая на вопрос, вспомнит и скажет, что основная работа коммунистов заключается в работе с массами, что, разумеется, совершенно правильно. Но знают ли сегодняшние марксисты, ЧТО значит - работать с массами?

Много ли мы вообще знаем о том, КАК большевики работали с массами?

 

Максимум, что помнит более-менее подготовленный в теории марксист, это то, что массы в Российской империи начала прошлого века были неграмотны, что рабочего класса было мало, что значительную роль в Октябрьской социалистической революции играли солдаты и крестьяне. Ну, еще может вспомнить, что массы в то время были не в пример более активны, чем сейчас – крестьянские бунты и забастовки рабочих были вполне обыденным явлением для России конца 19 - начала 20 века.

Для эффективной практической деятельности партии, для такой ее работы с массами, которая бы давала сегодня ощутимый результат, этих знаний, безусловно, мало. А ведь опыт большевиков тщательно и подробно изучался и анализировался многими партийными историками во времена СССР. Почему же сегодня и работы классиков марксизма, и работы партийных историков так слабо востребованы нашими коммунистами?

Коммунисты всегда обращаются к разуму человека, к его сознанию, к логике и здравому смыслу. Они никогда не манипулируют человеком, не воздействуют на его подсознание втайне от него самого, что свойственно всем идеологиям эксплуататорских классов – от различных религий до неолиберализма. Отсюда следует, что нам сейчас должно быть намного проще взывать к разуму современника, чем большевикам в свое время, ведь средний уровень образованности наших граждан сегодня хоть и ниже советского, но все равно на несколько порядков выше, чем средний уровень образованности населения Российской империи начала 20 века. По логике получается так. А вот на практике выходит совсем по-другому. 100 лет назад сознательность рабочего класса - главной опоры коммунистов в социальной революции была намного выше, чем сейчас.

Сегодня пролетариат в России даже толком не понимает происходящих в стране процессов, он во многом еще надеется на милость и совесть нашего буржуазного правительства, вот уже 20 лет разрушающего страну и каждый день все сильнее и сильнее его притесняющего. У российского пролетариата до сих пор не выработалось классового сознания, не выработалось понимания того, что его работодатель - это его классовый враг, который без борьбы ничего не уступит. Сегодняшний рабочий класс не чувствует своей силы и не видит еще своих целей, не понимает того, что только он единственный и может осуществить социалистические перемены в нашей стране.

Почему же так получается - мы образованнее и грамотнее, но понимаем и умеем меньше, чем трудящиеся РИ в начале прошлого века? Всех причин мы, разумеется, назвать не сможем. Но одна причина, и на наш взгляд, не последняя, просто лежит на поверхности. Коммунисты сегодняшней России разучились работать с народом. Значительная часть российских коммунистов вообще отказываются это делать, уповая только и исключительно на возможности буржуазного парламента. А те, кто понимают важность и необходимость такой работы, зачастую не знают, что именно надо делать и как это надо делать.

По большому счету наши коммунистические партии сегодня по эффективности своей идеологической и организационной работы даже в подметки большевикам не годятся, несмотря на то, что под носом у них лежит бесценный опыт этих самых большевиков. Мы оказываемся не в состоянии не только его повторить, но даже его осмыслить и осознать. Хуже другое - часто мы не считаем нужным даже его вообще ЗНАТЬ!

Ну, так как же большевики работали с массами? А так, что нашим компартиям и не снилось!

Приведу буквально несколько примеров 1905 года:

Только в Петербурге активно функционируют 9 райкомов РСДРП(б) и 36 подрайкомов! Партийные комитеты РСДРП(б) существуют почти на всех заводах Петербурга!

По всей стране постоянно работают 27 кружков специально для пропагандистов и агитаторов высшего типа и почти десяток партшкол с числом слушателей от 20 до 300 человек! РСДРП(б) издает 157 центральных и местных партийных печатных изданий, в работе которых постоянно участвуют несколько тысяч рабочих корреспондентов со всех уголков страны!

После этого не удивительно, что по призыву только одной большевистской листовки вставали как один человек 250 тысяч в одном только Петербурге!

Напомню, это 1905 год. В 1917 активность большевиков в работе с массами увеличилась в разы!

А ведь большевикам было не в пример сложнее, чем нам сейчас. У них не было интернета. У них не было образованных масс. У них не было богатого опыта предшественников. Они работали в условиях сильнейшей реакции, когда за неосторожно сказанное слово можно было угодить на каторгу. По сравнению с ними мы сейчас находимся в комфортных условиях.

Да, у них был Ленин. Да, у нас сейчас своего Ленина нет. Пока нет. Но у нас есть богатейшее ленинское наследие и бесценный опыт его партии!

Я предлагаю вспомнить этот опыт. Осмыслить его, осознать и попробовать применить в условиях сегодняшней реальности. Если получилось у них, то почему не должно получиться у нас? Тем более, мы ничего не теряем. Мы уже пытались идти своим путем, и у нас пока мало что получается. По крайней мере, хуже не будет, это точно.

Особенно ценен для нас сейчас опыт большевиков в дооктябрьский период их деятельности. В эти годы (1903—1917), писал В. И. Ленин, большевизм «проделал... практическую историю, которая по богатству опыта не имеет себе равной в свете».

Опыт большевиков в дооктябрьский период очень убедительно свидетельствует о том, что успехи революционного движения находятся в прямой зависимости от уровня идеологической деятельности компартий, от умения убедить массы, сплотить и повести за собой, т.е. от правильно поставленной партийной пропаганды и агитации.

Пропаганде и агитации В.И.Ленин всегда придавал огромное значение, считая ее мощным средством политического воспитания трудящихся, способным мобилизовать их на борьбу за победу демократической и социалистической революций. Еще планируя создание марксистской партии в России в статье «С чего начать?» он писал, что систематическое ведение принципиальной и всесторонней пропаганды и агитации составляет постоянную и главную задачу социал-демократии. В работе «Что делать?» Ленин особо отмечал, что стихийный подъем масс, усиление революционного движения в стране будет требовать от партии, в том числе и усиления ее идеологической работы.

Ленин вообще считал пропагандистско-агитационную работу пролетарской партии до завоевания пролетариатом политической власти главной, доминирующей сферой ее деятельности. В 1920 г., обобщая опыт большевизма, он писал: «Пока речь шла (и поскольку речь еще идет) о привлечении на сторону коммунизма авангарда пролетариата, до тех пор и постольку на первое место выдвигается пропаганда».

А многие ли сегодняшние коммунисты знают об этом? Думаю, что немногие. Большинству даже в голову не приходит, что пропаганда и агитация могут стать великой силой, если ими умело воспользоваться.

Для нас сейчас более чем актуальна проблема умелой постановки пропагандистско-агитационной работы, эффективного использования различных форм и методов идеологического воздействия на массы. Учет опыта пропаганды и агитации большевистской партии должен состоять не в том, чтобы механически заимствовать те или иные приемы идеологической работы, а в том, чтобы нам творчески осмыслить этот опыт и на его основе найти наиболее эффективные пути борьбы за умы и сердца наших людей.

Исторический опыт пропаганды и агитации большевиков еще и убедительно опровергает клеветнические утверждения наших либералов о том, что большевистская партия была заговорщической, сектантской группой, не имевшей связей с массами, но сумевшей вскружить народу голову с помощью «демагогических» посулов. Это тоже является немаловажным и полезным для нас, учитывая нашу сегодняшнюю необходимость бороться всеми силами с тем количеством либеральных мифов, которые накопились в головах наших граждан за 20 последних лет активной промывки мозгов. Кстати, и тогда в начале 20 века большевикам тоже приходилось бороться с буржуазной идеологией, и они считали эту борьбу одной из важнейших функций своей пропагандистско-агитационной работы.

Опыт большевиков огромен. Направлений их партийной деятельности, в том числе и пропагандистско-агитационной, множество. И поскольку тема, за которую мы взялись в настоящей статье, получается слишком объемной, нам придется для удобства читателей разбить материал на ряд статей, которые мы будем выкладывать по мере их подготовки в рубрике «Опыт большевиков».