КОММУНИЗМ - НЕ ФАНТАЗИЯ, А РЕАЛЬНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ

Великие открытия марксизма - материалистическое понимание истории, постижение действительного исторического развития общественного производства, раскрытие закона соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил, разоблачение тайны капиталистического производства посредством прибавочной стоимости, выявление существования классов, их борьбы между собою, и прочие, превратившие коммунизм в науку, позволяют человечеству подчинить общественное развитие своему господству и осуществлять его вполне осознанно, разумно, в интересах общества. По существу они вооружают передовые силы человечества для созидательных свершений на пути общественного прогресса. Эти открытия со всей научной точностью, с одной стороны, объясняют неизбежность возникновения капиталистического способа производства в его исторической связи и необходимость его для определенного исторического периода, а с другой - определяют неизбежность его гибели. Они показывают, что сменяющий капитализм коммунизм, не выдумка мечтателей, а конечная цель и необходимый результат развития производительных сил в современном обществе, что установление коммунизма есть создание материальных условий уже идущего полным ходом всеобщего объединения индивидов. В то же время, нежелание принимать марксизм, прежде всего, из классовых интересов, неизбежно тормозит прогрессивное движение, ведет к ошибкам, поражениям, бедам для людей. Самый яркий пример того, современная Украина, где к управлению обществом прорвалось воинствующее мракобесие. Своими идиотическими декоммунизациями, пытающимися оторвать общественное развитие от коммунистических идей, а, по сути, от прогресса, реакционные силы не просто разрушили некогда процветающую страну, но довели ее до состояния дремучей отсталости. Тем не менее, история продолжает свой ход и, несмотря на любые происки реакции, отступления и задержки, неизбежно возвращается на дорогу прогресса. Вместе с тем, она все более доказывает глубокую правоту марксизма, принося ему новые подтверждения и новые триумфы. На какие бы фальсификации действительности не шли противники марксизма, но фактом является, что современные условия общественного развития не могут быть поняты иначе, как на базе марксистской теории. Потому смехотворно-нелепыми выглядят потуги нынешних буржуазных идеологов и пропагандистов исключить или как-то обойти марксизм в своих рассуждениях о современном мире и объяснять его со своих искусственно сконструированных позиций.

Не будем голословными и на базе положений марксизма рассмотрим смысл и путь развития человеческого общества к коммунизму. Необходимость этого вызвана тем, что буржуазная пропаганда прилагает колоссальные усилия, чтобы, если не умолчать идеи коммунизма, то опорочить их, извратить, «доказать» их якобы надуманность и несбыточность. Надо признать, что пока ей это удается. Прежде всего, по причине слабости коммунистического движения в его важнейшей составляющей – теории, отставшей в своем научном развитии от современности и потому уступающей демагогическим буржуазным измышлениям. В результате сегодня научный коммунизм перестал быть целостной революционной теорией и превратился в смесь разрозненных экономических представлений и наборы политических лозунгов. На этой порочной основе в коммунистической среде сформировалось и пока торжествует гнилое оппортунистическое представление о возможности реформистско-эволюционного изменения капиталистического строя и превращения его в коммунистическое. Именно такое представление сейчас пытаются внедрять в практику подавляющее большинство коммунистических партий мира. В частности, КПРФ в России. Хотя на ложность и безнадежность этого пути указывали все классики и выдающиеся деятели марксизма, определяющие, что реформы лишь побочный результат классовой борьбы революционного пролетариата, а самые существенные, решающие интересы классов могут быть удовлетворены только коренными политическими преобразованиями. В частности, основной экономический интерес пролетариата может быть удовлетворен только посредством политической революции, заменяющей диктатуру буржуазии диктатурой пролетариата. Дело в том, что коммунизм совершает переворот в самой основе всех прежних отношений производства и общения и начинается он с превращения буржуазной собственности в собственность всеобщественную. На практике это означает экспроприацию экспроприаторов. Естественно, что тем вызывает их сопротивление, которое становится отчаянным, бешеным, когда такая экспроприация начинается. Потому из общества, в котором один класс угнетает другой, нельзя выйти иначе, как диктатурой угнетенного класса, и только сладенькие мещане и филистеры могут мечтать, обманывая этими мечтаниями и себя и трудящихся, о свержении ига капитала без долгого и трудного подавления сопротивления эксплуататоров. Пролетариату необходима государственная власть, централизованная организация силы и для подавления сопротивления эксплуататоров и для руководства громадной массой населения в деле налаживания коммунистического общества. Таким образом, проведение в жизнь диктатуры пролетариата на время перехода от капитализма к коммунизму, составляет необходимое политическое условие социальной революции. При этом авангардной, ведущей силой диктатуры пролетариата, способной победить буржуазию, свергнуть ее, является промышленный пролетариат или рабочий класс, который рожден, объединен и вышколен капитализмом и который один в состоянии увлечь за собой колеблющуюся массу трудящихся, живущих по-мелкобуржуазному.

Основные положения коммунизма сущностно определены и четко сформулированы классиками марксизма. Вряд ли возможно сделать это лучше. Поэтому приведенные ниже рассуждения большей частью представляют собой личную интерпретацию и свободный пересказ своими словами высказываний, мнений, формулировок классиков, выдающихся деятелей коммунистического движения с привлечением и некоторых современных исследователей марксизма.

Марксистско-ленинская теория развития общества – марксизм, есть логическое обобщение практического опыта людей – классов, наций, государств, их взаимоотношений, их борьбы и деятельности за преследуемые ими цели. Его всесилие в том, что он верно отражает объективную реальность. Марксизм научно установил, что основу всякого общественного строя составляет производство, а вслед за производством обмен его продуктов; что в каждом выступающем в истории обществе распределение продуктов, а вместе с ним и разделение общества на классы или сословия, определяется тем, что и как производится, и как эти продукты производства обмениваются. Тем самым он открыл, что конечных причин всех общественных изменений и политических переворотов надо искать не в головах людей, а в изменениях способа производства и обмена, не в философии, а в экономике. Отсюда вытекает также и то, что средства для общественных изменений должны быть тоже налицо, в более или менее развитом виде, в самих изменяющихся производственных отношениях, а значит, надо не изобретать эти средства из головы, но открывать их при помощи головы в наличных материальных фактах производства. Так появление коммунизма стало следствием не чьих-то кабинетных мудрствований по конструированию возможно более совершенной системы общества, а результатом наблюдения, с одной стороны, царящей в производстве анархии, а с другой - господствующих в современном обществе классовых противоположностей между имущими и неимущими, капиталистами и наемными работниками. Главное отличие коммунизма в том, что он впервые сознательно рассматривает все стихийно возникшие предпосылки как создания предшествующих поколений, лишает эти предпосылки стихийности и подчиняет их власти объединившихся индивидов. По существу установление коммунизма имеет экономический характер, как создание материальных условий этого объединения. Имеющиеся налицо условия коммунизм превращает в условия объединения. Вместе с тем, строй, создаваемый коммунизмом, является тем действительным базисом, который исключает все то, что существует независимо от индивидов, поскольку существующий строй есть продуктом существовавшего до сих пор общения между самими индивидами. Исходя из сказанного, марксизм определяет, что коммунизм не доктрина, а движение, что он исходит не из принципов, а из фактов, что коммунисты имеют своей предпосылкой не ту или другую философию, а весь ход предшествующей истории.

Марксизм разъяснил, что коммунизм не выдумка мечтателей, а необходимый результат развития производительных сил и его конечная цель. Он четко пояснил, что коммунизм есть следствие крупной промышленности и ее спутников: возникновения мирового рынка и обусловленной этим безудержной конкуренции; принимающих все более разрушительный, все более всеобщий характер кризисов, которые стали кризисами мирового рынка; концентрации капитала; формирования пролетариата и классовой борьбы между пролетариатом и буржуазией. При этом ясно доказал, что капиталистическая форма общественных отношений неизбежно необходима для того, чтобы развить производительные силы общества до такой высокой ступени, которая сделает возможным равное, достойное человека развитие всех членов общества. Все прежние общественные формы были для этого слишком бедны. Только капиталистическое производство создает необходимые для этого богатства и производительные силы. Ибо только крупная промышленность и обусловленная ею возможность бесконечного расширения производства позволяют создать такой общественный строй, в котором всех необходимых для жизни предметов будет производиться так много, что каждый член общества будет в состоянии совершенно свободно развивать и применять свои силы и способности. Но одновременно оно создает тот общественный класс, который все более становится перед необходимостью взять эти богатства и производительные силы в свои руки, с тем, чтобы использовать их не в интересах отдельных индивидов, а в интересах всего общества. Таким образом, марксизм показывает экономические отношения, как они существуют и как они развиваются, а также доказывает строго экономически, что это их развитие есть в то же время развитие элементов социальной революции. Развитие, с одной стороны, производительных сил, которые, перерастая рамки капиталистического общества, должны неизбежно разорвать их и которые в то же время создают возможность устранения раз навсегда классовых различий в интересах самого общественного прогресса; а с другой стороны, развитие пролетариата, класса, условия жизни которого неизбежно толкают его к социальной революции. Со всей научной точностью марксизм доказал, что неизбежность превращения капиталистического общества в коммунистическое исходит всецело и исключительно из экономического закона движения современного общества. Обобществление труда, в тысячах форм идущее вперед все более и более быстро и проявляющееся наглядно в росте крупного производства, капиталистических корпораций, огосударствлении капитала, в гигантском возрастании размеров и мощи финансового капитала – вот главная материальная основа неизбежного наступления коммунизма. Усовершенствование техники, концентрируя средства производства и обращения и обобществляя процесс труда в капиталистических предприятиях, все быстрее создает материальную возможность замены капиталистических производственных отношений коммунистическими. Отсюда видно, что капиталистическое производство породило само материальные условия, от которых оно должно погибнуть, что все экономическое развитие ведет к прекращению господства капитализма. Никакая сила не разрушила бы капитализм, если бы его не подмыла и не подрыла история.

Капитализм сыграл в истории чрезвычайно прогрессивную роль. Капиталистический период истории призван создать материальный базис нового мира. С одной стороны, развить мировые сношения, основанные на взаимной зависимости всего человечества, и средства этих сношений, с другой стороны – развить производительные силы человека и обеспечить превращение материального производства в господство при помощи науки над силами природы. Капиталистическая промышленность и торговля создают эти материальные условия нового мира. За годы существования капитализма были созданы грандиозные производительные силы. Покорение сил природы, машинное производство, научно-техническая революция и применение ее достижений во всех сферах жизни, развитие коммуникаций и образование глобальной экономической системы, привлечение к производству огромных масс населения. Все эти достижения гигантски продвинули вперед человеческую цивилизацию. Однако, по мере этого развития, движение вперед начинает все более и более тормозиться. Производительные силы, находящиеся в распоряжении общества перестают служить цивилизации. Дело в том, что они стали непомерно велики для капиталистических отношений, что создаваемые ими богатства не вмещаются в эти отношения. Вся современная история промышленности и торговли представляет собой лишь историю возмущения развивающихся производительных сил против тех отношений собственности, которые являются условием существования капитализма и его господства. Достаточно указать на экономические кризисы, которые, возвращаясь периодически, все более и более грозно ставят под вопрос существование всего капиталистического общества. Преодоление таких кризисов, осуществляемое уничтожением целой массы производительных сил и значительной части изготовленных продуктов, приводит в расстройство все капиталистическое общество. Общество отбрасывается назад. И почему? Потому, что общество обладает слишком большой цивилизацией, имеет слишком много жизненных средств, располагает слишком большой промышленностью и торговлей. Таким образом, на определенной ступени развития средств производства и обмена, отношения в которых происходят производство и обмен, т.е. капиталистические отношения собственности, перестают соответствовать развившимся производительным силам. Они тормозят производство, превратились в его оковы, их необходимо разбить и они будут разбиты.

Собственно механизм запуска кризисных процессов заключен в необходимости превращения средств производства в капитал. Именно эта необходимость, с одной стороны, мешает производству свободно действовать, с другой – трудиться и жить производителям. Абсурдность положения в том, что причиной торможения и источником нужды и лишений становится не недостаток, а изобилие продуктов, изобилие всех элементов производства и общего благосостояния, что общество обладает слишком большой цивилизацией, имеет слишком много жизненных средств, располагает слишком большим производством. Весь механизм капиталистического способа производства отказывается служить под тяжестью им же самим созданных производительных сил, ибо не может превращать в капитал всю массу средств производства и они остаются без употребления. При этом бездействует и огромное количество работоспособных людей, что значительно снижает производительный потенциал общества. Как определяет марксизм, современные производительные силы переросли капиталистическую форму их использования и промышленность в своем более полном развитии приходит в конфликт с теми узкими рамками, в которые ее втискивает капиталистический способ производства. Потому коммунизм есть не что иное, как разрешение этого фактического конфликта.

Все большим препятствием для прогрессивного развития становится несовместимость доведенной капитализмом до предельных уровней производительности производства внутри капиталистических предприятий с существующей с ней и над ней анархией производства в обществе. При современной степени общественного характера капиталистического производства, при возрастающем дроблении и специализации его отраслей, капиталистическая экономика уже не может быть регулируемой только через стихийно складывающиеся отношения между капиталистами. Требуется общественный механизм регулирования, общественное ведение хозяйства. Подлинное общественное регулирование производства возможно лишь при коммунизме. Однако капитализм нашел такой суррогат этого механизма, функционирование которого пока укладывается в капиталистические производственные отношения и позволяет частично сглаживать остроту возникающих проблем. Это государственно-монополистическая форма капитализма, а, по сути, внедрение в капиталистические отношения элементов коммунистического хозяйствования, дополнение этими элементами хозяйствования капиталистического. Противодействие мощно возрастающих производительных сил их капиталистическому характеру, возрастающая необходимость признания их общественной природы принуждает класс самих капиталистов все чаще и чаще обращаться с ними, насколько это вообще возможно при капиталистических отношениях, как с общественными производительными силами. В наше время противоречия капиталистической экономики настолько глубоки, что без самого широкого и систематического участия государства в хозяйственных процессах, вне переплетения государства и монополий и их совместного хозяйничанья процесс капиталистического воспроизводства вообще невозможен. При этом, как отмечал еще Ленин, здесь уже готов механизм общественного хозяйничанья.

Необходимость государственного, т.е. общественного, вмешательства в капиталистическое хозяйствование вызывается не только потребностью решения кризисных проблем и проблем рыночной стихийности, но и целым рядом задач, разрешение которых с развитием прогресса становится затруднительным для капитализма или невозможным для него вообще. Капиталистическая наука не желает замечать того фактического положения, что жизнь современного капиталистического общества уже во многих вопросах движется на принципах общества коммунистического и без чего процесс прогрессивного развития не просто тормозится, но может остановиться совсем. Например, попытки государственного программирования и регулирования капиталистической экономики, направленные на достижение целей, диктуемых научно-технической революцией, обстановкой во всемирном хозяйстве, в мировой капиталистической экономике, на осуществление необходимых изменений в отраслевой структуре производства, сдвигов в размещении промышленности, сельского хозяйства и транспорта, в подготовке и распределении трудовых ресурсов. Ведь все созданные капиталистами «большие семерки», «двадцатки», ЕСы тем именно и занимаются.

Одна из особенностей современного производства – его огромная зависимость от современной науки, которая сама стала производительной силой, стала своеобразной отраслью промышленности. При этом, требующей огромных капиталовложений. Отдельные монополистические фирмы, даже самые крупные из них, не могут этого обеспечить. Равно как создавать новые отрасли производства, например, ядерную индустрию или целиком обеспечивать оснащение технически современным оборудованием таких отраслей промышленности, как металлургия, машиностроение, энергетика. Они вынуждены прибегать к помощи государства. Для продолжения прогрессивного развития необходимы большие инвестиции в научно-исследовательские учреждения, экспериментальные предприятия, в атомную промышленность и освоение космоса. Подобные инвестиции не всегда дают прибыль или приносят ее через длительное время. Их вынуждено брать на себя государство. Гидросооружения по масштабам затрат на их строительство недоступны вообще частному капиталу. Или реконструкция отраслей, отставших от уровня современной техники, но необходимых для функционирования капиталистического воспроизводства в целом. Капиталовложения в систему водоснабжения и канализации, в строительство дорог, жилищ, школ, больниц, как малорентабельные, для частных монополий невыгодны. Между тем, как для процесса воспроизводства в целом все это необходимо. И это берет на себя государство. Фактически получается, что капиталистический способ производства уже неспособен к полноценной организации жизни современного общества, а общественная деятельность капиталистов сводится к вопросам организации загребания доходов.

В современных условиях в хозяйстве каждой страны существенно возросло значение экономической инфраструктуры – путей сообщения, средств связи, портов, аэродромов. Рост инфраструктуры включает градостроительство, развитие здравоохранения, коммунальных предприятий, разнообразных объектов непроизводственной сферы. Особенность инфраструктуры в том, что, отличаясь высокой капиталоемкостью, она мало рентабельна либо совсем не приносит прибыли. Поэтому основную тяжесть расходов по обеспечению роста инфраструктуры несет государство.

Внедрение новой техники приводит к существенным изменениям структуры рабочей силы. Значение ряда старых профессий падает или вовсе отмирает, в то же время нарождаются новые профессии, изменяется квалификационный состав рабочей силы. Противоречие капиталистического воспроизводства рабочей силы сейчас состоит в том, что избыток неквалифицированной рабочей силы сочетается с недостатком квалифицированных рабочих, особенно тех специальностей, которые необходимы для обслуживания новой техники. Однако обеспечение воспроизводства современной рабочей силой не может в полной мере выполняться отдельными монополиями. Крупнейшие компании организуют курсы по подготовке, переквалификации, повышению квалификации рабочей силы, но решить задачу полностью не могут. Современный рабочий должен обладать не только навыками ручного труда, но и определенными теоретическими знаниями. Это предполагает массовость общего образования и не начального, а уже среднего и даже высшего. Монополии, взятые в отдельности, даже не помышляют, чтобы об этом заботиться, поскольку природа капитализма препятствует тому. Решение этой задачи также переносится на государство, которое, через принадлежащие ему систему образования, учреждения здравоохранения, спортивные сооружения обеспечивает условия воспроизводства рабочей силы. При этом учитывается, что для обслуживания современных машин и технологических процессов работники должны обладать достаточным общим образованием и кругозором. Прикрывая неспособность капитализма к решению такой задачи, буржуазная пропаганда изображает дело как одно из проявлений заботы государства о «всеобщем благосостоянии», как показатель эволюционирования в направлении «государства всеобщего благоденствия». Якобы государство заботится обо всем обществе, в том числе и о рабочем классе, о повышении его культурного и общеобразовательного уровня. Но даже в этом случае, действия государства представляют собой заботу не о рабочем населении как таковом, а о воспроизводстве рабочей силы того качества, которое необходимо монополиям по условиям современного научно-технического прогресса.

Капиталистическое производство не может функционировать без рынка труда и армии безработных. Это выводит из сферы активного общественного производства огромные массы трудоспособных людей и значительно снижает производительный потенциал общества. При капитализме рост народонаселения, равно как и возрастание технических возможностей производства, приводит не к адекватному увеличению числа работающих и расширению производства, а к снижению спроса на рабочие руки и возрастанию количества безработных. Расхищение человеческих сил порождается капитализмом и объективно ему свойственно. Например, безрассудная растрата рабочей силы, когда множество людей занято прислуживанием одному человеку, выполнением нелепых причуд своих господ. Вместе с тем от активной производственной деятельности отстраняется часть населения, паразитирующая на ростовщичестве - владельцы банковских счетов, акций, ценных бумаг и т.п. Существует бесполезный для общества слой благоденствующих тунеядцев, который процветает на присвоении, т.е. эксплуатации, части труда производительно активной рабочей массы общества. Современная техника все более вытесняет из производства капиталистов, но в условиях капитализма направляет ее не в армию труда, а в армию «излишнего» населения, в армию общественных нахлебников. Капитализму также свойственно ничем неоправданное расточительство при расходовании производимых всем обществом богатств. Здесь не только удовлетворение бессмысленных потребностей презревшей всякую разумность буржуазии, но расходы на рекламу, на сокрытие научно-технических разработок от промышленного шпионажа одними и на промышленный шпионаж другими, на придание продукции ненужной вычурности и внешнего лоска, и т.п.

Все возрастающие масштабы производства, сложность его технологий и организации, задачи научно-технических исследований, постоянно расширяющиеся запросы масс людей, глобальные проблемы развития человечества и т.д., обусловливают необходимость роста компетенции, профессионального уровня управляющих им, а также объединения интеллектуального потенциала. Следствием этого требования прогресса стало отделение собственности на капитал от приложения капитала к производству, т.е. руководство производством переходит от владельцев капитала к наемным служащим - профессиональным специалистам. Что прямо отражает общественную бесполезность капиталистов, которые, не имея никакого отношения к процессу производства, присваивают себе его результаты в самой паразитической форме – получением дивидендов и процентов по акциям и облигациям. В то же время, такое отделение отнюдь не означает изменение общей собственно социальной природы капитализма, ибо целиком протекает в рамках интересов действительных собственников-капиталистов. В силу этого, в конечном счете, управление производством сохраняется за дилетантностью и алчностью капиталистов, что не может не искажать и не сдерживать ход прогресса. Вместе с тем, капитализм не способен полноценно решать задачу подготовки специалистов соответственно нарастающим и усложняющимся потребностями производства. Препятствует верховенство частного интереса владельцев капитала, для которых всякое обучение невыгодно, поскольку не несет прямой прибыли, но ведет к огромным затратам. Поэтому такую задачу капиталисты, обнаруживая свою неспособность обеспечивать прогрессивное развитие общества, переложили на государство, т.е. на общество. Однако при этом результаты применения создаваемого всем обществом и, вследствие этого, законно ему принадлежащего, интеллектуального потенциала достаются не обществу, а присваиваются частными лицами, т.е. служат не обществу, а отдельным его членам. Фактически это есть не только реакционное сужение использования общественного интеллектуального потенциала, но и прямое обкрадывание общества. Ради корыстных интересов отдельных индивидуумов.

Неизбежными спутниками капиталистического развития являются всевозможные конфликты и кризисы, которые с настоятельным постоянством каждый раз приводят к расстройству капиталистическое общество и ставят под угрозу всю цивилизацию. Когда экономические взлеты чередуются с катастрофическими спадами, наращивание производительных сил – с их разрушением, повышение благосостояния людей – с нуждой и лишениями. Когда даже периоды относительного спокойствия насыщены социальными схватками, а политическое противоборство доходит до вооруженных столкновений и опустошительных, кровопролитных войн. И таков объективный ход развития капитализма – беспрестанные колебания от кризиса до кризиса, от процветания к спаду и от спада к подъему. Не останавливаясь на напоминаниях о предыдущих сокрушительных экономических кризисах, достаточно указать на предвестник нового - нынешние энергетические проблемы мировой капиталистической экономики, которые скорым темпом ведут мировое капиталистическое производство к очередному экономическому коллапсу. Отчаянные усилия воздействовать на ситуацию присущими капитализму способами малоэффективны и, безусловно, обречены на провал. Ибо отношения собственности, производства и обмена при капитализме, основывающиеся исключительно на частном интересе и конкуренции, не позволяют не только радикально решить возникшую проблему, но даже эффективно ей противодействовать. Энергетический кризис нарастает и преодолеть его способно лишь изменение имеющихся производственных отношений. Причем уже не только в масштабах отдельных стран, но всего мира. Отсюда очевидно, что несовместимость производительных сил с существующими капиталистическими отношениями выступает все резче и экономическая коллизия достигает своей высшей точки – способ производства восстает против способа обмена.

Основным пороком капиталистического развития является, что все его движение есть движение меньшинства и свершается в интересах меньшинства. Однако прогрессивное развитие человечества требует все большего ассоциирования людей и приведения в движение огромного большинства в интересах огромного большинства. Решить такую историческую задачу капитализм не способен объективно. Капиталистическое производство, движимое интересами прибыли отдельного частного капитала, ассоциирует и привлекает к труду лишь ту и такую часть рабочей силы общества, которая способна этот капитал увеличивать, а остальная работоспособная масса становится «излишней». То есть неоправданно сужается производительный потенциал общества. С другой стороны, отчуждение частной собственностью масс производителей от результатов своего труда снижает их заинтересованность в конечных итогах производства и ведет к понижению его общей эффективности. Из чего вытекает единственно разумный и естественный вывод, что управление общественным хозяйством должно быть вырвано из рук отдельных и конкурирующих друг с другом индивидов и передано в ведение всего общества. Чтобы вестись при участии всех членов общества, в интересах всего общества, по обоснованному наличными ресурсами и потребностями общества плану. Для того необходимо упразднить частную собственность на средства производства и заменить ее собственностью общественной. Частная собственность осуждена историей и неизбежно будет уничтожена.

Исходя из сказанного, становится ясным, что жизнь современного общества не может развиваться только на базе частнособственнического предпринимательства, через рыночный механизм, что капитализм может решать большинство задач современного развития не иначе, как с помощью государства, при его организующей и регулирующей роли. Тем изобличается, с одной стороны, неспособность капиталистического механизма к дальнейшему развитию производительных сил, а с другой – демонстрируется признание характера этих сил, как общественных производительных сил. При этом кризисы выявляют неспособность капиталистов к дальнейшему управлению современными производительными силами, а переход производственных предприятий в руки акционерных обществ и в государственную собственность, показывает их ненужность для этой цели вообще. Все общественные функции капиталиста выполняются наемными служащими-специалистами, а капиталисты, самим капиталистическим способом производства, вытесняются в разряд «излишнего» населения. Вместе с тем указывается путь дальнейшего прогрессивно развития общества, т.е. на основе общественной собственности, т.е. переходом к коммунистическому способу производства.

Ведя разговор о капитализме и необходимости его смены коммунизмом, необходимо особо выделить вопрос войны. Марксизм определяет, что война при капитализме не случайность, не исключение, а прямой и неизбежный его продукт, естественная форма капиталистической жизни. Войны и всевозможные конфликты коренятся в самой сущности капитализма, ибо капиталисты неизменно ведут непрерывную борьбу. Внутри страны между собой - конкурентную, против всех зарубежных капиталистов - за рынки сбыта и грабеж чужих стран. Однако наибольшую опасность войны и конфликты приобретают на империалистической стадии капитализма, когда они ведутся передовыми нациями, оснащенными новейшими достижениями технического прогресса, и борьба идет за раздел и передел всего мира. В этом случае, учитывая разрушительные возможности современных вооружений, новая мировая война может означать гибель человеческой цивилизации вообще. Отсюда, борьба с капитализмом в наше время фактически есть борьба за собственно выживание человечества. Устранить эту опасность, избавить людей от неизбежности войн может только уничтожение капитализма.

Из предыдущего видно, что неизбежность превращения капиталистического общества в коммунистическое, выводится всецело и исключительно из экономического закона движения современного общества. Господство капитализма прекратить было бы невозможно, если бы к этому не вело все его экономическое развитие. Однако движение человечества вперед осуществляется не само по себе, не некой самодействующей эволюцией, но интересами и волей людей в нем участвующих.

Марксизм показал, что история всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. В разъяснении Энгельса, разделение общества на классы – эксплуатирующий и эксплуатируемый, господствующий и угнетенный – было неизбежным следствием слабости развития производства. Пока совокупный общественный труд дает продукцию, едва превышающую самые необходимые средства существования всех, пока, следовательно, труд отнимает все или почти все время огромного большинства членов общества, до тех пор это общество неизбежно делится на классы. Рядом с этим огромным большинством, исключительно занятым подневольным трудом, образуется класс, освобожденный от непосредственного производительного труда и ведающий такими общими делами общества, как управление трудом, государственные дела, науки, искусства и т.д. Следовательно, в основе деления на классы лежит закон разделения труда. Однако это не исключало применения насилия, хищничества и обмана при образовании классов и не мешало господствующему классу, захватившему власть, упрочивать свое положение за счет трудящихся классов и превращать руководство обществом в усиленную эксплуатацию масс. Как видим, разделение общества на классы имеет известное историческое оправдание, ибо было обусловлено недостаточностью производства. Но оправдание лишь для известного периода и известных общественных условий. Отсюда, упразднение общественных классов предполагает достижение такой ступени исторического развития, на которой является анахронизмом, выступает как отжившее не только существование того или другого определенного господствующего класса, но и какого бы то ни было господствующего класса вообще, а, следовательно, и само деление на классы. То есть, упразднение классов обусловливается такой высокой ступенью развития производства, на которой присвоение особым общественным классом средств производства и продуктов, а с ними и политического господства, не только становится излишним, но и является препятствием для экономического, политического и интеллектуального развития. Именно такой ход развития проявляется в наше время. Свидетельством тому, переход крупных производственных предприятий в руки акционерных обществ и в государственную собственность, а также передача всей организации и управления производством в руки наемных специалистов-менеджеров. Все общественные функции теперь выполняются наемными служащими, а для капиталиста не остается другой общественной деятельности, кроме загребания доходов. Причем в самой паразитической форме ростовщичества. Таким образом, капиталистический способ производства сам вытесняет капиталистов в разряд излишнего населения, а точнее, в разряд общественных нахлебников, благоденствующих на эксплуатации труда трудящейся массы населения. Бесспорно, что ни один народ не будет терпеть такое положение вечно и эксплуататоры будут экспроприированы. Однако, хотя капитализм сам творит элементы нового строя и сам творит своего могильщика, но без качественного революционного «скачка» эти отдельные элементы ничего не изменяют в общем положении вещей, поскольку не затрагивают господство капитализма. Чтобы окончательно уничтожить классы, потребна другая, а именно коммунистическая общественная организация, необходима политическая революция, которая заменит диктатуру буржуазии диктатурой пролетариата.

Все выдающиеся умы, предвидящие развитие капиталистического общества, точно указывали, что скачок революционного преобразования должен исторически неизбежно произойти по линии упразднения частной собственности на средства производства. Эта собственность осуждена историей и неминуемо будет уничтожена. Не уничтожение личного присвоения продуктов труда, служащих непосредственно для воспроизводства жизни, а уничтожение собственности, предполагающей в качестве необходимого условия отсутствие собственности у огромного большинства общества. Таким образом, коммунизм есть следствие не только крупной промышленности, но и классовой борьбы между имущими и неимущими, между пролетариатом и буржуазией, между капиталистами и наемными рабочими. Коммунизм есть выражение позиций пролетариата в этой борьбе и обобщение условий его освобождения.

В той же самой степени, в какой развивается капитал, развивается и пролетариат. Прежде всего, его передовая часть - рабочий класс, класс фабрично-заводских рабочих. Сущностное разделение понятий пролетариат и рабочий класс, которые зачастую употребляются как тождественные, в наше время необходимо для правильного понимания современных общественных процессов и вопросов практического осуществления коммунистической революции. Дело в том, что между этими понятиями имеется целый ряд существенных качественных различий. Возьмем для примера заводского рабочего и продавца в супермаркете, работников двух крупных капиталистических предприятий. Если посмотреть внешне, то оба не имеют собственности, оба работают по найму и продают себя поштучно, оба подвергаются эксплуатации и находятся под игом капитала, оба подвержены всем случайностям конкуренции и колебаниям рынка, оба политически бесправны, т.к. не имеют действенного влияния ни на власть, ни на СМИ, ни на общественное мнение и т.д. Фактически оба рабы капиталистического порядка жизни и, согласно марксистской терминологии, пролетарии. Объективно они оба враждебны капитализму. Однако вместе с различиями в условиях труда и жизни проходит и разное личностное формирование каждого. Так рабочие самый низший слой капиталистического общества. Только в их положении практически закончено отвлечение от всего человеческого, даже от видимости человеческого, только в них, превращенных в придаток машины и просто рабочие инструменты без пола, возраста, национальности человек потерял самого себя. Ежедневно и ежечасно их порабощает машина, надсмотрщики, отдельный капиталист. Рабочие живут только для того, чтобы увеличивать капитал, и живут лишь постольку, поскольку этого требуют интересы капиталистического класса. Средняя цена труда рабочего есть минимум суммы жизненных средств необходимых для сохранения жизни рабочего как рабочего. Того, что он присваивает в результате своей деятельности, едва хватает для воспроизводства его жизни. С прогрессом промышленности, рабочий все более опускается ниже условий существования своего класса. Он становится паупером и пауперизм растет еще быстрее, чем капитал и богатство. И при таком жалком существовании именно рабочие являются главной движущей силой развития современного общества. Ибо только их трудом производится капитал, условием существования которого является наемный труд, и они же совместной деятельностью приводят этот капитал в движение. По сути, и продавец супермаркета живет не за счет чего-то им самим материально производимого, а за счет перераспределенного результата труда рабочего. Надо отметить, что с развитием крупной промышленности из-под ног капитализма вырывается сама основа, на которой при нем производятся и присваиваются продукты. Если наемный труд держится исключительно на конкуренции рабочих между собой, то крупная промышленность ставит на место разъединения рабочих конкуренцией революционное объединение их посредством ассоциации. Поскольку положение рабочих представляет собой наиболее острое и обнаженное проявление современных социальных бедствий, то именно оно является действительной основой и исходным пунктом всех социальных движений. При этом дело не в том, в чем в данный момент видит свою цель тот или иной рабочий или даже весь рабочий класс. Дело в том, что такое рабочий на самом деле и что он, сообразно этому своему бытию, исторически вынужден будет делать. Его цель и его историческое дело самым ясным и непреложным образом предуказывается его собственным жизненным положением, равно как и всей организацией капиталистического общества. Согласно этому своему положению, рабочий непосредственно вынужден к возмущению против бесчеловечности капиталистического порядка велением неотвратимой, не поддающейся никакому прикрашиванию, абсолютно властной нужды, этого практического выражения необходимости. Вместе с тем, являясь собственным продуктом капитализма, рабочий не может освободить себя, не уничтожив своих собственных жизненных условий, которые, в свою очередь, не могут быть уничтожены без уничтожения всех бесчеловечных условий капиталистического общества, сконцентрированных в его собственном положении. При этом рабочий не может не видеть, что гнетет его капитал, что вести борьбу надо не с отдельным капиталистом, а с классом капиталистов. Таким образом, промышленный рабочий при капитализме неизбежно формируется в революционера, а его борьба оформляется как классовая. Этому формированию способствует крупный промышленный капитализм, который неизбежно разрывает всякую связь рабочего со старым обществом, с определенным местом и определенным эксплуататором, объединяет его, заставляет мыслить и ставит в условия, дающие возможность вести организованную борьбу. При всех низших формах капитализма производство раздроблено на тысячи мельчайших хозяйств, эксплуатируемая масса большей частью владеет неким крошечным хозяйством и таким образом привязывается к той самой буржуазной системе, против которой должна вести борьбу, что задерживает и затрудняет развитие тех социальных сил, которые способны ниспровергнуть капитализм. Вместе с тем средние слои населения, находящиеся в условиях раздробленной, единичной, мелкой эксплуатации привязываются к месту, разобщаются, не имеют возможности уразуметь своей классовой солидарности, не имеют возможности объединиться, поняв, что причина угнетения не та или иная личность, а вся капиталистическая система. Поэтому все они не выходят из обывательского состояния и борются с капитализмом для того, чтобы сохранить свое положение, как средних слоев. Следовательно, они не революционны, а консервативны. Более, они реакционны, поскольку стремятся остановить, даже повернуть назад, колесо истории. Если они революционны, то постольку, поскольку им грозит гибель. Как видим, из всех классов и слоев населения, подчеркнем, по сути пролетарских, которые теперь противостоят капитализму, только промышленные рабочие представляют собой действительно революционный класс, поскольку только высшая стадия развития капитализма, крупная машинная индустрия создает материальные условия и социальные силы, необходимые для революционной борьбы. На класс рабочих и обращает марксизм все свое внимание, а коммунисты всю свою деятельность. Исходя из сказанного, разрозненное, разобщенное, разношерстное пролетарское население лишь по форме представляет собой класс, а, по сути, является пролетарской массой. В обобщающей формулировке Сталина: «Пролетариат есть класс, лишенный орудий и средств производства при системе производства, когда орудия и средства производства принадлежат капиталистам и когда класс капиталистов эксплуатирует пролетариат. Пролетариат - это класс, эксплуатируемый капиталистами». При этом промышленно-заводские рабочие, к которым с полным основанием можно причислять как инженерно-технический, так и иной обеспечивающий конкретное производство персонал, являются не более, как передовыми представителями всего пролетарского и эксплуатируемого населения, авангардными борцами за его освобождение.

Марксизм учит, что коммунистическая революция не сможет победить пока в ее ход, против господства капитала, не включится вся, стоящая между рабочими и капиталистами масса пролетарского населения, пока она не примкнет к рабочим, как своим передовым борцам. Без такого участия не возможна массовая борьба, не возможна никакая революция, которая является взрывом массовой борьбы всех и всяческих угнетенных и недовольных. Это население объективно будет нападать на капитал, и сознательный авангард революции, передовой промышленный рабочий класс, выражая эту объективную истину разноголосой, пестрой и внешне-раздробленной массовой борьбы, сможет объединить и направить ее, завоевать власть и осуществить все необходимые меры, дающие в сумме ниспровержение капитализма и победу коммунизма. Бедой прежних революций было то, что революционного энтузиазма масс, поддерживающего их напряженное состояние и дающего им силу, хватало не надолго. Социальной, т.е. классовой причиной такой непрочности революционного энтузиазма масс была слабость рабочего класса, который один только в состоянии (когда сам достаточно многочисленнен, сознателен, дисциплинирован) привлечь к себе большинство трудящихся и эксплуатируемых и удержать власть до полного подавления и всех эксплуататоров и всех элементов разложения. Вместе с тем только он не позволит превратить трудящихся в апатичные, тупые, более или менее сытно накормленные орудия производства, а пробудит их энергию, сплотит их в единый великий союз и поведет на завоевание власти, осуществление всех необходимых мер по ниспровержению буржуазии и построению коммунистического общества. Потому в борьбе с капитализмом рабочий класс должен выделять себя. Ибо такое выделение его, как передового борца с капиталом, усилит общее революционное движение, поскольку будет толкать все пролетарские слои на бесповоротный разрыв со всем политическим и социальным строем капиталистического общества. В свою очередь, растворением рабочих в общей массе населения, пусть даже пролетарской, приданием им прозаичности, ординарности, заурядности подрывается революционность как рабочего класса, так и всего пролетарского движения. Пусть рабочий человек все еще пока малообразован, пусть он груб и грязен, но спасение идет именно от него, поскольку именно он есть тот творческий материал и та сила, которые пригодны для великих дел, которые способны их свершать. В отличие от буржуазии, которая ничего нового уже предложить не может, ибо давно исчерпала себя, израсходовала и применила весь свой запас идей и свершений.

В своей борьбе против коллективной власти имущих классов рабочие могут действовать как класс, только организовавшись сами в политическую партию, противостоящую всем партиям, образованным имущими классами. Эта организация рабочих в политическую партию необходима для того, чтобы обеспечить победу социальной революции и ее высшую цель – уничтожение классов. В борьбе против буржуазии непременно объединяется в класс и ведомый рабочими пролетариат в целом. Путем революции он превращает себя в господствующий класс и в качестве господствующего класса упраздняет старые производственные отношения, вместе с чем уничтожает условия существования классовой противоположности, уничтожает классы вообще, а тем самым и свое собственное господство как класса. На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех. У пролетариата нет иного оружия в борьбе за власть кроме организации. Пролетариат может стать и неизбежно станет непобедимой силой лишь благодаря тому, что идейное объединение его принципами марксизма закрепляется материальным единством организации, сплачивающей миллионы трудящихся в армию рабочего класса. Перед этой армией капитализму не устоять. Несмотря ни на какие зигзаги и шаги назад, несмотря на оппортунистические фразы, несмотря на блестки и шумиху интеллигентского анархизма, эта армия все теснее и теснее будет смыкать свои ряды. Гибель капитализма и победа пролетариата одинаково неизбежны.

Как видим, посредством научного анализа современного капиталистического общества, посредством выяснения необходимости эксплуатации в этом обществе, посредством исследования законов его развития, марксизм нашел истинный лозунг борьбы – уничтожение капитализма, уничтожение классов и создание нового коммунистического общества.

В.Новак