Художник-архитектор о художнике-поэте

К 125-летию знаменитого на весь мир революционного поэта 7 сентября в 19:00 в Центре искусства и музыки библиотеки им. В. В. Маяковского прошла встреча с Валерием Исаченко «Маяковский: человек и художник».

Валерий Григорьевич Исаченко — художник, архитектор, историк искусства Санкт-Петербурга, лауреат всесоюзных и городских выставок, участник выставок ленинградских - петербургских художников (более 20 персональных), автор живописных и графических работ (пейзажи, портреты и др.). И при этом один из основателей Ленинградской организации РКРП и постоянный автор партийной газеты «Трудовая Россия».

Главные темы научной деятельности: жизнь и творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина, М. П. Мусоргского, В. В. Маяковского, а также русских и советских художников и архитекторов. Этому посвящены его многочисленные книги и статьи, телевизионные фильмы, циклы радиопередач, доклады, лекции в различных учреждениях культуры, становящиеся источниками для множества научных работ.

Выступающий и слушатели собрались вокруг круглого стола одного из залов библиотеки. Валерий Григорьевич говорил увлеченно, не вычурно. Подчеркивал разносторонность, широту фигуры Маяковского, его значение для отечественного и мирового искусства. Убедительно, с фактами на руках историк искусства отстаивал радикальную (в Марксовом понимании слова), но от того и крайне интересную мысль о том, что именно фигура Маяковского, которую сложно переоценить, является ключевой в части представления отечественной поэзии в планетарном масштабе. А вместе с тем его огромное влияние на иные виды искусства. В названии встречи мы видим именно «человек и художник», не «Маяковский: поэт», и это не случайно. Так, отмечает Валерий Григорьевич, «по теме "Маяковский и архитектура" можно легко защитить докторскую». Именно он впервые не просто включает современную ему архитектуру в сюжет стихотворения, а громогласно ставит её в центр произведения, одушевляя при этом:

"Я вот что скажу

(пришипился в шепоте,

ей

в радиоухо

шепчу,

жужжу):

- Я разагитировал вещи и здания.

Мы -

только согласия вашего ждем.

Башня -

хотите возглавить восстание?

Башня -

мы

вас выбираем вождем!"

Париж (Разговорчики с Эйфелевой башней), 1923г.

Маяковский с воодушевлением и всем творческим вниманием принял рождённые Революцией авангардные направления как в архитектуре («Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства — конструктивизм»), так и в живописи (супрематические «Окна РОСТа» и другие агитплакаты), театре (первая советская пьеса «Мистерия-БУФФ», поставленная в Консерватории в октябре 1918 года при участии Всеволода Мейерхольда и Казимира Малевича), музыке (одним из самых музыкальных поэтов его называют даже на Западе). Собственно, поэзия для Маяковского становится способом освоения мировой культуры во всех направлениях и активном участии в её прогрессивном, революционном преобразовании.

Вместе с важными теоретическими вопросами о творчестве великого художника Валерий Григорьевич не забывал рассказать и об интересных исторических фактах. Например, о судьбе поэмы «Плохо», которая «скорее всего была закончена, т.к. Маяковский всегда писал о том, что было близко к завершению», но по странным стечениям обстоятельств, с которыми связана гражданская жена поэта Лиля Брик, не дошла до наших дней. Или о курьёзном случае общения по телефону с Лениным. Глава правительства поздно вечером позвонил в Российское телеграфное агентство (РОСТА):

— Кто у вас есть?

— Никого, — отвечал поднявший трубку Маяковский.

— Заведующий здесь?

— Нет.

— А кто его замещает?

— Никто.

— Значит, нет никого? Совсем?

— Совсем никого.

— Здорово!

— А кто говорит?

— Ленин, — ответил председатель Совнаркома, вешая трубку.

О том, как Маяковский, услышав стихи одного начинающего поэта, резко высказался: «Вам лучше не писать», а узнав позже, что это рабочий, сочиняет стихи после тяжёлых трудовых смен, разыскал его, чтобы извиниться и помочь ему в творчестве. И многие другие, которые объёмно представляют великую фигура художника.

Участники встречи смогли не только услышать интересную лекцию Валерия Григорьевича, но и посмотреть выставку его художественных работ «В.В. Маяковскому к 125-летию», размещённую здесь: в подборку вошли портреты поэта, рисунки к циклу «Петербург» («Последняя петербургская сказка» и др.), пейзажи в поселках Репино и Левашово, где рождались поэма «Облако в штанах» и пьеса «Мистерия-Буфф», а также рисунки к циклу «Прозаседавшиеся».

Для тех же, кто не смог попасть на мероприятие, в качестве компенсации предлагаем свежую статью художника-архитектора о художнике-поэте, вышедшую в недавнем номере журнала «Адреса Петербурга» (№ 64/78, 2018) «Маяковский призывал рабочих не срывать гнев на памятниках».

Также в ближайшее время силами ленинградского Видеокомитета планируется публикация записи лекции Валерия Григорьевича, которую можно будет увидеть на партийном канале.

О. Русакова, А. Паутинычъ