Клара Цеткин – борец за права женщин-работниц

От редакции. Товарищ Клара Цеткин (1857-1933) была выдающимся деятелем мирового рабочего движения. Кроме того, она стояла у истоков борьбы женщин-работниц за свои права. Со II Конгресса Коминтерна товарищ Цеткин участвует в становлении нового международного боевого пролетарского центра.

Всей своей жизнью она показала, что дело рабочего класса и дело женской борьбы – это одно общее дело. Статью о Кларе Цеткин мы публикуем накануне 8 марта, Международного женского дня, который был установлен,  благодаря её усилиям.

Клара Цеткин: жить значит бороться

Елена Искрова

«В странах, где к власти пришел пролетариат, домашнее хозяйство — самая отсталая, мелкая и калечащая форма тяжелого ручного труда — должно быть включено в общую экономическую систему ради превращения домохозяйки из рабыни мелкого предприятия в свободную рабочую большой экономики».

Клара Цеткин, Штутгарт 10.12.1917

Клара Цеткин – борец за права женщин-работниц

Сегодня стало модным считаться феминисткой. Разрисованные футболочки о женской силе и власти над миром, феминистические кафе и тренинги, участие звезд Голливуда в марше за женские права... Волной накрывший феминизм стал модной причудой и далеко отошёл от своих истоков, от настоящей борьбы.

А у этих самых истоков – сильная духом Клара Цеткин, дочь бедного немецкого учителя из приходской школы.

Девочке повезло – благодаря её способности к наукам и усидчивости родителям удалось отдать дочь в частную гимназию в Лейпциге. Девушка много училась, а вскоре попала в марксистский кружок русских студентов-эмигрантов, где познакомилась с Осипом Цеткиным. Блестящие успехи студентки гимназии открывали перед Кларой двери в зажиточную жизнь юриста или частного преподавателя для обеспеченных господ, но Клара, влекомая с детства идеалами свободы и справедливости, отдала предпочтение борьбе за интересы бедных трудящихся масс.

Юная девушка подала заявление о вступлении в ряды германской социал-демократической партии, которая тогда переживала гонения со стороны властей и звалась «партией цареубийц» и «красным сбродом». Из-за семейного конфликта (родители Клары предпочитали считать себя буржуазией) девушка была вынуждена уйти из дома.

Будущий муж Осип познакомил Клару с трудами Маркса и Энгельса. В этих книгах она, наконец, разрешила для себя вопрос о причинах нищеты рабочих и непомерном обогащении меньшинства. Владельцы предприятий не оплачивают работникам тех ценностей, которые создаются их трудом, они платят ровно столько, чтобы рабочий мог выжить и продолжать создавать свой продукт. Эксплуатация и является той огромной несправедливостью, которая порождает вопиющее неравенство во всём мире.


Борьба впереди

Сама Клархен оказалась в условиях развязанного в Германии «исключительного закона против социалистов». Перед ней были закрыты все двери государственных работ, она дважды устраивалась гувернанткой в богатые дома, но не могла долго терпеть издевательскую позицию хозяев по отношению к прислуге.

В 1881 году Бисмарк, желающий задушить рабочее движение на корню, ввёл в Лейпциге «малое осадное положение». Осипа арестовали, затем выслали из страны, очередь дошла и до Клары. Она работала в Австрии, затем в Италии, в Швейцарии. В Цюрихе она помогала «красным почтмейстерам» рассылать нелегальную газету «Социал-демократ», а затем сама доставляла газету через границу, рискуя получить за это пулю в спину.

Вскоре девушка перебирается в Париж к Осипу и становится его женой.

В Париже Клара, молодая женщина буржуазного происхождения, на собственном опыте узнала незавидную долю женщины-пролетарки. Тяжёлая необходимость одновременно добывать деньги и вести хозяйство, лишения и многочисленные заботы в состоянии омрачить даже материнское счастье… Эта школа дала ей возможность в полной мере познать эксплуатацию рабочих и заставила её совсем иначе смотреть на двойное рабство женщины из пролетариата.

«Жизнь замечательных людей. Клара Цеткин», 1958

Пара работает корреспондентами в социал-демократических изданиях, а Клара знакомится с дочерью Карла Маркса Лаурой Лафарг. Девушки вместе разрабатывали стратегию агитации рабочих женщин по вступлению во Французскую рабочую партию.

Французских рабочих преследовала полиция, их демонстрации разгоняли с оружием, люди гибли под копытами полицейских лошадей, но новые рабочие приходили на их место, воодушевлённые героями-коммунарами 1871 года.

Заболевший туберкулёзом, умер Осип. Клара очень тяжело пережила эту утрату.

Во время Международного конгресса социалистов, где был основан II Интернационал, Клара Цеткин выступает со следующим обращением: «Пролетарии, борющиеся за освобождение человечества, не должны мириться с экономической зависимостью женщины и тем самым обрекать на рабство целую половину человеческого рода», – и заслуженно становится лидером нового направления социал-демократической борьбы, движением за права женщин-работниц.

Цеткин выступает среди женщин-работниц

После свержения Бисмарка Клара вернулась на родину, где помимо партийной работы занялась активной профсоюзной деятельностью, служа в издательстве Дитца в Штутгарте. Осенью 1891 года руководство партии сделало Кларе почетное предложение принять на себя редактирование женской газеты «Равенство» («Глейхейт»).

Женское движение в стране на тот момент было крайне слабым: у женщин не было избирательного права, им запрещено быть членами политических организаций и даже посещать политические собрания, на всё это накладывался тяжёлый труд работниц на заводах и дома. Особое давление оказывала церковь, которая веками учила женщину раболепно подчиняться и мужу, и господину начальнику.

А кем Клара видела женщину? Соратницей мужчины по борьбе, человека с теми же правами, за которые борется мужчина. В своей брошюре «Женский вопрос и современность» Цеткин писала: «Женский вопрос, так же как и современное рабочее движение, порождён крупным промышленным производством, революционизированным применением машин, силы пара и электричества».

На массовых собраниях берлинских женщин-рабочих Клара Цеткин чётко продемонстрировала разницу между т.н. «буржуазным феминизмом» (крайне модным в наши дни) и пролетарским, утверждающим: «Классовая борьба, а не борьба между полами!»

Эта классовая позиция по женскому вопросу стала настоящим откровением для многих социал-демократов, а Фридрих Энгельс успел только воскликнуть: «Браво, Клара!»

Позже Цеткин выступает с гневной критикой Эдуарда Бернштейна, нашедшего «мирный путь к социализму»: она твёрдо знает, что классового мира не существует. На одном из партийных съездов она находит свою единомышленницу – молодую и пылкую Розу Люксембург.

Клара Цеткин и Роза Люксембург

Первостепенная задача Клары – борьба с кустарным производством, эксплуатирующим женский и детский труд с утра до поздней ночи. Работниц и их детей преследуют эпидемии, особенно туберкулёз лёгких, процент смертей на производстве только растёт. С немецкими единомышленницами Клара в 1904 году добивается принятия «Закона об охране детского труда».

Ещё одна забота пламенной революционерки – борьба за образование для трудящихся. Она организует кружки, где преподает основы грамотности, а с ней – и политической грамотности. В газетах постоянно пишет, что первая обязанность государства – «оплата давнего долга народу и введение бесплатного обучения во всех учебных заведениях».

«Да, мы очень бедны, — с горечью констатирует Клара Цеткин, — когда дело касается расходов на образование. Но мы очень богаты и можем каждый год более миллиарда марок обращать в пороховой дым и швырять в воду, когда дело идёт о том, чтобы в совершенстве овладеть искусством массового уничтожения людей…»

Клара бурно реагирует на события «Кровавого воскресенья» в России и всей душой болеет за дело Первой русской революции. Она собирает 2 тысячи немецких марок для Красного Креста русских революционеров. Русский пролетариат она назвала «поборником мировой революции».

В августе 1907 года впервые в мире проходит первая Международная конференция женщин-социалисток, а вместе с ним Съезд II Интернационала, где Цеткин знакомится с Владимиром Лениным. Клара к этому моменту возглавляет Международный социалистический женский секретариат.

Ленин в статьях о штутгартском конгрессе отмечает меткость суждений Клары, которые отнюдь не ограничиваются её «узкой специальностью» — женским вопросом. Ленин цитирует также статью Клары Цеткин, посвящённую резолюции по вопросу об антимилитаризме, и подчёркивает мысль, что здесь «замечательно верно схвачена… самая выдающаяся и самая важная черта резолюции…»

«Жизнь замечательных людей. Клара Цеткин»

После начала Первой мировой войны немецкие власти запрещают все социал-демократические издания, и Цеткин вновь, но уже в зрелом возрасте, переходит на нелегальную работу. Арестовывают Розу Люксембург, а Клара уезжает в Амстердам, чтобы в марте 1915 года в Берне провести Международную конференцию против войны.

«Мы, женщины-социалистки, — говорится в манифесте, — собравшиеся на чрезвычайную конференцию, объявляем войну войне! Мы требуем немедленного прекращения ужасной борьбы между народами. Мы требуем мира без аннексий, мира, который бы признавал право народов и народностей, даже маленьких, на самоопределение и независимость, мира, который не возлагал бы ни на одну из воюющих стран унизительных и невыносимых условий…»

Кто-то из «соратниц» доносит на Цеткин, и она в результате «поступков, являющихся государственной изменой», оказывается заключённой в тюрьму в городе Карлсруэ. Развивающаяся болезнь сердца и проблемы со зрением усугубились в застенках, больную женщину отпустили.

Но Клара не осталась в стороне: она с другими товарищами основала в партии группу «Союз Спартака», которая стояла на твёрдых антивоенных позициях. Эта группа в начале 1917 года примкнула к новосозданной Независимой социал-демократической партии Германии. Правые социалисты выгнали Цеткин из редакции «Равенства», её детища.

Клара Цеткин – пламенный трибун революции

Социалистическую революцию в России пламенная Клара встретила с огромным воодушевлением. Она писала из Штутгарта:

«Большевики смело добились своей цели. Государственная власть — в руках Советов. Революционная диктатура пролетариата, вернее, диктатура работоспособного народа, где вокруг пролетариата из больших индустриальных центров кристаллизовались крестьяне и мещане, одетые в рабочие блузы и солдатскую форму. Идиллия Революции, объединившей все слои общества, закончилась. Революционная демократия должна доказать своё право на власть в жестокой гражданской войне.

Эти факты переворачивают с ног на голову всё, что мы знали об уровнях развития общества, необходимых для таких «переворотов», как этот переворот на Востоке, который грозит изменить мир? И должна ли «отсталость» развития в России и её народа и напряжение между исторической реальностью и исторической целью с самого начала привести большевиков к провалу, а с ними и Революцию? Так думали не только социалисты из других стран, но и многие русские социал-демократы и социалисты-революционеры. Россия на три четверти — аграрная страна, которая очень далеко отстоит от современного пролетариата в аграрных центрах. Транспортная система находится в зачаточном состоянии. Сами пролетарии во многом мыслят и чувствуют ещё как крестьяне. Широкие массы неграмотны, у них нет сильных организаций с наполненными кассами, политическим просвещением через выборы, предвыборные кампании и дебаты. Какое «непростительное легкомыслие» — хотеть в таких условиях создать диктатуру пролетариата!»

4 ноября 1918 года с восстания матросов Киля началась революция в Германии. Клара горячо её приветствовала, мешала только болезненная лихорадка. Слабость партии и отсутствие твёрдой программы действий способствовали провалу революционного дела, это Клара понимала с самого начала. Пришедшие к власти на волне этих событий «социалисты» занялись преследованием коммунистов. В марте 1919 года, Клара Цеткин порвала с НСДПГ. Перед своим выходом из партии она сурово свела счёты с руководителями партии.

В своем публичном заявлении она писала: «Почти сорок лет борюсь я за осуществление социалистических идей. Какой бы старой я ни была, — а мне, вероятно, осталось жить недолго, — я всё же хочу это время, пока у меня есть ещё силы, сражаться на той стороне, где чувствуется живая жизнь, а не там, откуда на меня глядят бессилие и разложение. Я не хочу, чтобы на меня, пока я жива, веяло дыханием политической смерти…»

В августе 1920 года Клара Цеткин решается на поездку в Россию, хотя здоровье её очень слабо. Она с радостью потом отмечала, что везде – на передовой борьбы, в цехах заводов, на партсобраниях, – она видела женщин. Она посетила съезды компартий во Франции и в Италии, приехала на Конгресс III Интернационала в Москву, где и осталась на лечение. Затем была Грузия, в которой накануне произошло антисоветское восстание.

Везде её задача – организация женского движения, везде она беседует с крестьянками, работницами, служащими, домашними хозяйками, посещает в СССР детдома и детские сады, школы для детей и взрослых. Параллельно Клара работает в Международном обществе помощи революционерам (МОПР) в должности председателя.

Надвигалась катастрофа: в Италии, а затем в Германии разрастался фашизм. Цеткин понимала, что его финансирует крупный капитал с целью развязывания новой войны, во много раз более страшной по масштабу и потерям, нежели Первая мировая.

В 1928 году она резко осуждает Троцкого и Второй Интернационал, которые заняты исключительно борьбой с советской властью, но совершенно глухи к росту фашистских настроений в Европе, к тому, как буржуазия Европы давит рабочее движение. В работе «Ссылка» Троцкого и социал-демократия» Цеткин пишет: «Что касается позиции Троцкого и его группы в отношении проблем социалистического строительства, диктатуры пролетариата и мировой революции: она очень близка реформизму и его русскому воплощению — меньшевизму, которые фактически совпадают в проводимой линии».

Клара страдает от болезни: она почти ослепла, с постели редко встаёт. Несмотря на это она предприняла свою последнюю поездку в Германию, чтобы выступить на открытии вновь собранного рейхстага 30 августа 1932 года. Слепая, поддерживаемая проводниками, Цеткин не утратила ощущение реальности, не впала в детство, а прошумела на весь зал в лицо фашистам и ряженым социал-демократам: «Требование момента — это единый фронт всех трудящихся для того, чтобы свалить фашизм и тем самым сохранить силу и мощь организаций порабощённых и эксплуатируемых, и даже само их физическое существование. Перед этой настоятельной исторической необходимостью должны отступить на задний план все волнующие и жгучие разногласия — политические, профсоюзные, религиозные и мировоззренческие. Все, кому угрожает опасность, все, кто терпит притеснения от фашизма, все, кто стремится к освобождению, — в единый фронт против фашизма и его доверенных лиц в правительстве! Организация, ясное осознание своих целей трудящимися в борьбе против фашизма — вот ближайшая необходимая предпосылка единого фронта в борьбе против кризисов, империалистических войн и причины их возникновения — капиталистического способа производства».

Клара вернулась в санаторий под Москвой, где именно 8 марта 1933 года она получила орден Ленина, в тот же знаменательный день, что и 6 лет назад, когда Климент Ворошилов вручил пламенной защитнице прав женщин орден Красного Знамени.

20 июня 1933 года Клара Цеткин умерла и была торжественно похоронена у Кремлевской стены.
Могила в Кремлёвской стене

Клара Цеткин вошла в историю мирового пролетарского движения тем, что превратила социал-демократическое женское движение в Германии в одно из сильнейших в Европе, способствовала росту пролетарского женского движения в других европейских странах, основала праздник 8 марта – День борьбы за права женщин – праздник борьбы, а не повода для продажи конфет и цветов.

Современный капитализм равно ущемляет и эксплуатирует и мужчин, и женщин. Тем гаже роль современных феминисток, деятельность которых не имеет ничего общего с борьбой Клары Цеткин, Розы Люксембург, Надежды Крупской, Александры Коллонтай и других знаменитых женщин-революционерок. Вместо борьбы классов современные феминистки пытаются подсунуть обществу ту самую «борьбу полов», против которой яростно восставала Клара Цеткин. Феминизм является реакционным, буржуазным движением, суть которого – предоставление права меньшинству навязывать нормы большинству. Сведение борьбы за права трудящихся к попытке объявить мужчин неполноценными, к попытке объявить «абсолютное отсутствие различий между мужчиной и женщиной» (эти отличия есть хотя бы чисто биологически). Если Цеткин боролась за то, чтобы запретить женский труд на тяжёлых работах, то феминистки «требуют предоставить им равные с мужчинами права» и в этом вопросе. Фактически, феминистки способствуют усилению эксплуатации.

И это еще раз подводит нас к мысли о том, сколь прогрессивны были идеи пламенной революционерки Клары Цеткин.

Источники:

1. https://www.e-reading.club/bookreader.php/1036629/Ilberg_-_Klara_Cetkin.html

2.https://project1917.ru/heroes/klara-tsetkin

3. https://prometej.info/blog/istoriya/ssylka-trockogo-i-social-demokratiya/