Суд определил: Заплатить морякам по ставкам МОТ

Председатель Межрегионального морского профсоюза (ММП) СПР, член контрольной комиссии Международного объединения профсоюзов транспортников ВФП, Юрий Викторович Курнаков добился в суде выплаты зарплаты морякам российского судна по ставкам, установленным Конвенцией Международной организации труда (МОТ).

В Межрегиональный морской профсоюз СПР обратились два моряка за помощью в связи с невыплатой заработной платы практически за весь период их работы (год) на судне Арман-1 — российский (бербоутный) флаг, компания судовладельца «Нордшипком». Судно было задержано в порту Севастополя в связи с задолженностью судовладельца по портовым сборам и т.п..

Моряки списались с судна, получив денежные аттестаты, подписанные капитаном судна. В соответствии с подписанными ими контрактами, им полагалась минимальная з/п в размере 10-15 тысяч рублей в месяц и остальное «бонус» — 40-50 тысяч ежемесячно. Нанимались моряки непосредственно у судовладельца в г. Санкт-Петербурге, где и был расположен офис. По приезду домой в Санкт-Петербург, оказалось, что офис закрыт, судовладелец сначала отвечал на телефонные звонки с обещаниями заплатить, а потом перестал общаться.

Моряки обратились в Государственную инспекцию труда в Санкт-Петербурге. Ответ инспекции: … « с целью восстановления нарушенных прав работников компании «Нордшипком» была назначена внеплановая документарная проверка. …в «Нордшипком» была направлена вызов- телеграмма. … однако в назначенное время документы не были представлены. …вследствие чего проверку провести не представлялось возможным. … но вы вправе обратиться в суд. С уважением начальник отдела надзора за соблюдением трудового законодательства № 10 М.Л. Андреева.» Вот так, мы, дескать – инспекция по труду, и нам не по статусу куда-то ходить, что-то делать, решайте свои проблемы сами. З/п мы получаем за телеграммы-запросы. А коль на них не отвечают, это ваши проблемы.

Конечно, когда обратились к нам моряки, то мы понимали, что прошло много времени: тут и исковая давность, и отсутствие судовладельца, и судно, являющееся залогом, в соответствии с Конвенцией МОТ 2006 года, КТМ, Конвенцией ООН по морскому праву и Брюссельской Конвенцией, может просто уйти из порта на гвозди.

То, что единственное сделали правильно моряки, увольняясь с судна, — это то, что они обратились к капитану порта Севастополь с заявлениями о невыплате з/п, а он произвел задержание судна в соответствии с Конвенцией МОТ 2006 года.

Мы подали исковые заявления в отношении невыплаченной з/п морякам в феврале 2018 года в Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга, по месту нахождения (регистрации) «Нордшипком». Параллельно мы обратились с заявлением в следственный отдел на транспорте Санкт-Петербурга. Надо отдать должное следственному отделу, — они нашли судовладельца и принудили его оплатить задолженность по з/п морякам. Но, как и следовало ожидать, он выплатил им з/п исходя из формальной з/п (без бонусов), а именно по 100 тысяч рублей за год их работы на судне. Ну и по суду выплатил штраф в 100 тысяч рублей за задержку заработной платы. (Учитесь рабовладельцы, как можно вполне законно надувать наемных работников).

Мы в исковых заявлениях привели расчет з/п моряков в соответствии с Конвенцией МОТ 2006 «О труде в морском судоходстве», плюс расчет о компенсации по задержке выплаты з/п морякам.

Год длились судебные заседания, но в январе 2019 года суд полностью удовлетворил наши требования. В итоге морякам была присуждена выплата з/п в соответствии с Конвенцией МОТ 2006, и установленной для расчета ставкой, утвержденной международной паритетной Комиссией. В итоге общая сумма для выплаты двум морякам составила 4 миллиона 600 тысяч рублей.

Это первый случай в России, когда з/п на судне под Российским флагом рассчитана в соответствии с ратифицированной РФ Конвенцией МОТ «О труде в морском судоходстве».

Фактически, это означает следующее: на судах под национальным флагом базовая ставка для матроса 1-го класса должна быть не ниже 614 долларов США.

А для моряков, хотелось бы еще раз напомнить: все вопросы по задержке, невыплате з/п и другие вопросы необходимо решать, пока вы еще работаете на судне. Необходимо обращаться сразу в Межрегиональный морской профсоюз СПР, и тогда можно будет решить вопрос оперативно. Помните, что в условиях глобализации (особенно в морской отрасли), когда собственник судна – одно лицо, компания – «судовладелец» может быть другим лицом и другого государства, круинг – третьей страны, флаг на судне – удобный (офшорный), либо бербоутный, то концы (ответчика-должника зарплаты) можно и не найти. И уж точно не найти в таком случае защиты в Роструде, да и в суде надо постараться.

Юрий Курнаков, председатель ММП, член контрольной комиссии Международного объединения профсоюзов транспортников ВФП

14.03.2019

Источник: Инопроф.