Ложь буржуев и правда жизни (труд в индустриальных и других условиях)

                                                    Колесо чугунное вертится....
Н.А. Некрасов " Плач детей"

Труд издавна считался источником жизни. Но история показывает, что его (зачастую – самым грубым способом, путем насилия над другими людьми) всячески пытались использовать, присвоить для закрепления своей власти те, кто не имел на это никакого права. В классовом обществе, расколотом наличием у одних и отсутствием у других людей частной собственности на средства производства, с неизбежностью возникает зависимость одних людей от других, а значит - применение самых разнообразных мер принуждения. Относится это, в том числе, и к капиталистическому строю, основанному, казалось бы, на "равенстве возможностей" и "свободном распоряжении творческими способностями", да к тому же провозглашающему право "зарабатывать любым незапрещённым способом", тем более - в условиях " социального партнёрства". Дескать, сможешь вкалывать на господина собственника, выполнять его прихоти - будет тебе счастье, то бишь " заслуженное вознаграждение". Но и "вкалывание", и "вознаграждение" - понятия весьма растяжимые. Именно поэтому так много голов (не обязательно учёных) столь сильно озабочены жизненно важным вопросом - как бы держать рабочее быдло в счастливом повиновении и при этом не сильно (упаси боже!) потратиться. Вот что пишет, например, Ф. Тейлор - американский фабрикант конца 19 - начала 20 века, характеризуемый ныне в вузовских учебниках как человек, который "успешно сочетал в себе науку и гений организатора
производства": "В тех случаях, когда они получают значительно больше 60% -й надбавки к обычной заработной плате (это какая ж обычная должна быть, если к ней 60% прибавить не жалко???), многие из них начинают работать нерегулярно и обнаруживают тенденцию к тому, чтобы сделаться более или менее неуравновешенным", иначе говоря - место своё "они" забывать начинают...

То же самое твердил и Генри Форд - "титан" автомобилестроения: "Высота заработной платы определяется организацией промышленности и трудолюбием людей". Ну, а в случае чего - всегда можно сослаться на недостаточную самоотдачу пролетария или на еврейские козни (а лучше - на то и другое вместе). Это ведь они виноваты, а не "честный предприниматель", так хотевший, чтоб каждый из его "сотрудников" ("коллег, членов команды" и прочая, и прочая) мог жить достойно.... В том-то и дело, что даже относительно прогрессивные методы организации работы, направленные вроде бы на облегчение труда, на, как признавал и В.И. Ленин, «рациональное, разумное распределение труда внутри фабрики» (статья "Система Тейлора - порабощение человека машиной"), с неизбежностью приводит к ситуации, когда, несмотря на все благие пожелания, "выжимают из рабочего втрое больше труда, выматывают безжалостно все его силы, высасывают с утроенной скоростью каждую каплю нервной и мускульной энергии наемного раба. Умрет раньше? — Много других за воротами!..» ( В.И. Ленин, статья "«Научная» система выжимания пота").
Сейчас, в век информационных технологий, когда базы данных ("знания") и их техническое оформление считается неким особым видом товара, отличающимся от товаров промышленного производства или "средств универсального обмена" – денег (властвовать над ними будто бы может любой человек, не обязательно фабрикант или банкир), возникла иллюзия, что возможно реально работать на себя, не зависеть от хозяина. Не мудрено, что такие представления охотно подхватили всякого рода университетские профессора, по совместительству -радетели устойчивости буржуазного строя. Для них это стало основанием говорить о наступлении "постиндустриальной эпохи", укреплении "среднего класса" и развитии "гражданского общества". К примеру, небезызвестный З. Бжезинский утверждал, будто "трансформация, которая ныне имеет место.., уже создаёт общество, которое всё более отличается от своего индустриального предшественника", что, якобы, повлечёт решение материальных проблем и даст возможность каждому участвовать в управлении "человеческим социумом", конечно, в свободном капиталистическом мире... А уж сколько радостных подвизгиваний (иначе не скажешь) раздавалось у нас в 90-е, как восхвалялись частая собственность и "предпринимательские способности" в качестве главного двигателя прогресса - не передать словами. И вот оказалось -даже самая заливистая истерия не может опровергнуть закон концентрации производства, описанный в "Империализме как высшей стадии капитализма". Так, вроде бы независимые фирмочки Instagram и WhatsApp в реальности давно приобретены корпорациями типа Googlе или Facebook (Ник Срничек "Капитализм платформ"), а их создатели или сотрудники на тех или иных условиях оказались втянуты во всё ту же систему, когда продолжает существовать отупляющий монотонный трудовой процесс под бдительным надзором высокооплачиваемых менеджеров -новой "рабочей аристократии". Допустим, на базе Amazon или где-либо ещё. Либо любезно открывается путь "одноразового работника", когда человек как бы ничем не связан со своим классом, а является поставщиком неких "услуг" , денно и нощно выполняющим набор технических заданий и возникающих заказов. Тоже, разумеется, безо всяких перспектив.

По-другому и быть не может. Ещё Карл Маркс писал в первом томе "Капитала", что изобретение автоматизированного производства - "машин", которое предыдущим поколениям представлялось "восстановлением золотого века", на практике приводит к вполне ожидаемому результату - это "самое мощное средство для сокращения рабочего времени превращается (при капитализме – ред.) в вернейшее средство для того, чтобы всё время жизни рабочего и его семьи обратить в рабочее время, находящееся в распоряжении капитала для увеличения его стоимости". Не изменилась ситуация и теперь, спустя более 150 лет после её осмысления. Прекратить подобное положение можно единственным способом - уничтожить капитализм.

С. Алексеев