О попытках ревизии
марксизма–ленинизма

В помощь изучающему марксизм-ленинизм

(О книге проф. Суслова М.Г. «Об анархизме наших дней.

(Критический анализ программных документов РКРП»))

 

К.И. Курмеев.

Пермское отделение

Российской коммунистической рабочей партии (РКРП)

От редакции. Продолжаем публикацию цикла статей "О попытках ревизии марксизма-ленинизма".

Часть 2

4. СУСЛОВ И АНАРХИЗМ

После беспочвенных обвинений РКРП в анархизме, анархо-синдикализме, анархо-коммунизме Суслов лишь на стр. 10 книги ставит вопрос: "Что же такое анархизм?" Суслов привёл марксистские определения анархизма из четырёх словарей. Но поскольку эти определения побивают Суслова в его критике РКРП, он от них отказывается: "Приведённые определения с трудом применимы для данного случая, так как написаны с позиций представителей советских времён и мало пригодны для теоретического спора на современном этапе. В них нет понятий "анархо-советизм", "анархо-коммунизм", "анархо-национализм", "анархо-сексуализм" и других, поэтому мы же возьмём за исходное одно слово - АНАРХИЯ... это слово означает безначалие, безвластие..."

Суслов свёл всё к буквальному переводу слова "анархия".

 

Не посчитав нужным дать перечень компартий, Суслов привёл длиннейший перечень анархистских организаций, созданных в России после 1988 года, большой список работ анархистов и об анархистах. Суслов также сообщил, что: "Проблемы анархизма затронуты в 420 работах К. Маркса и Ф. Энгельса, в 240 работах В. И. Ленина, в работах Г. В. Плеханова, И. В. Сталина..." Однако Суслов посчитал ненужным дать ссылки хотя бы на несколько работ этих авторов, а также обошёл молчанием их позицию в отношении анархизма по вопросам, затронутым в его брошюре.

 

Поэтому прежде, чем обратиться, по совету Суслова, к марксизму-ленинизму, воспользуемся определением анархизма, приведённым в книге Суслова (на стр. 41) из "Советского энциклопедического словаря" под редакцией А. М. Прохорова:

"Мелкобуржуазное общественно-политическое течение, которое выступает за немедленное уничтожение всякой государственной власти (в результате самопроизвольного стихийного бунта масс) и создание федераций мелких автономных ассоциаций производителей, отвергает политическую борьбу рабочего класса, диктатуру пролетариата, политические партии".

Сопоставим это определение анархизма со словами Суслова на стр. 13:

"... РКРП обнаруживает все признаки революционной марксистской партии, поскольку выступает за слом и ликвидацию буржуазной государственной машины, за взятие власти рабочим классом, за установление диктатуры пролетариата».

 

Посмотрим также, как эта мысль выражена в последней редакции Программы РКРП:

"Ближайшей стратегической целью партии является свершение социалистической революции - восстановление Советской власти, т.е. установление политической власти рабочего класса (диктатуры пролетариата), сменяющей политическую власть буржуазии (диктатуру буржуазии), существующую в стране в настоящее время"

 

Сам Суслов тоже подчёркивает:

"В самой последней редакции Программы, принятой совместно с РПК, говорится: "Революционное ниспровержение буржуазного строя означает насильственное завоевание трудящимися всей полноты политической власти, подавление сопротивления эксплуататоров, решительный слом буржуазной государственной машины и создание социалистического государства диктатуры пролетариата".

"Что ещё надо для подлинно революционной марксистской рабочей партии? ..."

 

Суслов опять побил самого себя, приводя рядом определение анархизма и выдержки из Программы РКРП-РПК, из которых следует, что:

- анархизм - за "немедленное уничтожение всякой государственной власти»; РКРП - за "... создание нового социалистического государства диктатуры пролетариата»;

- анархизм - за уничтожение буржуазного государства "...в результате самопроизвольного стихийного бунта масс...", РКРП - путём "...социалистической революции";

- анархизм "...отвергает политическую борьбу рабочего класса, диктатуру пролетариата", РКРП - за "...установление политической власти рабочего класса (диктатуры пролетариата)";

- анархизм - "...отвергает политические партии", РКРП– «…политическая партия рабочего класса»;

- анархизм - за "...создание федерации мелких автономных ассоциаций производителей", РКРП - за общественную собственность и "... планомерную организацию общественного производственного процесса для обеспечения благосостояния и всестороннего развития всех членов общества" (см. Программу РКРП-РПК).

 

Из этого сопоставления ясно, что для РКРП анархизм является политическим противником. А что же Суслов? Он заявляет, несмотря на это:

"Тем н менее, взгляды РКРП на власть... гораздо ближе к анархистским, мелкобуржуазным взглядам, нежели марксистским, пролетарским..."

 

Суслов призывает изучать марксизм-ленинизм, учиться у марксистов, к которым, кроме себя, он причисляет Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина.

Вот что написал Энгельс в работе "К смерти К. Маркса":

"Маркс и я с 1845 г. держались того взгляда, что одним из конечных результатов грядущей пролетарской революции будет постепенное отмирание политической организации, носящей название государство... Но в то же время мы всегда держались того взгляда, что для достижения этой и других гораздо более важных целей грядущей социальной революции рабочий класс должен прежде всего овладеть организованной политической властью государства и с её помощью подавить сопротивление класса капиталистов и организовать общество по-новому. Анархисты ставят всё с ног на голову. Они заявляют, что пролетарская революция должна начать с упразднения политической организации государства..."

 

Вот что написал Ленин в письме из Швейцарии "О пролетарской милиции" (11.03. 1917г):

"Нам нужна революционная власть, нам нужно (на известный переходный период) государство. Этим мы отличаемся от анархистов. Разница между революционными марксистами и анархистами состоит не только в том, что первые стоят за централизованное, крупное, коммунистическое производство, а вторые за раздробленное, мелкое. Нет, разница именно по вопросу о власти, о государстве состоит в том, что мы за революционное использование революционных форм государства для борьбы за социализм, а анархисты – против ...»

 

А вот что написал Сталин в работе "Анархизм или социализм?" в 1906 году:

"...Социализм делится на три главных течения: реформизм, анархизм и марксизм. Реформизм... фактически отрицает социалистическую революцию и пытается установить социализм мирным путём... проповедует не борьбу классов, а их сотрудничество... Мы считаем, что анархисты являются настоящими врагами марксизма. Дело в том, что марксизм и анархизм построены на совершенно различных принципах, несмотря на то, что они выступают на арене борьбы под социалистическим флагом. Краеугольный камень анархизма - личность, освобождение которой ... является главным условием освобождения массы, коллектива ... ввиду чего лозунг: "всё для личности". Краеугольным же камнем марксизма является масса, освобождение которой ... является главным условием освобождения личности ... ввиду чего его главный лозунг: "всё для массы"… анархисты как проповедники социализма мелких общин не являются подлинными социалистами ... анархисты, поскольку они отрицают диктатуру пролетариата, не являются подлинными революционерами ..."

 

Суслов приводит в книге и определение анархо-синдикализма из словаря Прохорова:

"Оппортунистическое течение в рабочем движении... Отвергает политическую борьбу, руководящую роль политических рабочих партий, считает высшей формой организации рабочего класса профсоюзы ... которым должны отойти средства производства, выступает за тактику "прямого действия" саботаж, бойкот, экономическую забастовку и, как "высшую форму" борьбы - всеобщую экономическую стачку").

А что записано в Программе РКРП-РПК?

"РКРП-РПК является революционной партией и исходит из понимания того, что без активных действий рабочих и их союзников, без жёсткой борьбы с эксплуататорами взять власть в свои руки трудящиеся не смогут ... Мы выступаем за власть рабочего класса и его союзников, являющуюся по сути диктатурой пролетариата ...

Ближайшей стратегической целью партии является установление Советской власти ... Ставя себе задачу сделать пролетариат способным выполнить свою великую историческую миссию, коммунистическая партия организует его в самостоятельную политическую силу ... руководит всеми проявлениями его классовой борьбы, разоблачает перед ним непримиримую противоположность интересов эксплуататоров и эксплуатируемых и проясняет ему историческое значение и необходимые условия предстоящей социальной революции ... Восстановление Советов, как органов власти трудящихся, неразрывно связано с осуществлением руководящей роли рабочего класса и его коммунистической партии в Советах. Всероссийская политическая стачка служит как средство сначала давления, а затем ֊как одно из средств ... установления власти трудящихся в форме Советов …»

Почему же Суслов ложно настаивает на том, что взгляды РКРП анархистские?

 

5. ОБОСНОВАНИЕ СУСЛОВЫМ АНАРХИЗМА РКРП

Суслов обвинил РКРП ещё и в мелкобуржуазности, народничестве, буржуазном парламентаризме, хрущёвщине, в трусости, тупости и, самое главное, в обмане рабочих, в отказе от диктатуры пролетариата и т.п. Особенностью этого "научного" труда Суслова является последовательность изложения, характерная для детективов. Толкуя об анархизме РКРП якобы: в вопросах диктатуры пролетариата вообще, демократии и социализма, деятельности и сущности Советов, значения системы выборов, в частности, а также в других вопросах, с ними связанных, - Суслов сохраняет тайну: какое же положение Программы РКРП-РПК даёт ему повод для этого, - вплоть до 80-й страницы книги.

 

Вот, пример, на стр. 70 Суслов приводит такую фразу из Программы РКРП:

"Главная задача коммунистов-депутатов через партийные группы обеспечить организацию и руководство деятельностью Советов, не допускать проникновения оппортунизма, ревизионизма и анархо-синдикализма во властные структуры и тем самым предотвратить перерождение Советской власти", - и заявляет с сарказмом:

"Вот над этими положениями можно и нужно хорошенько посмеяться ... Приведённая выше выдержка показывает, что у составителей Программы каша в голове ... Советы не вне политики, но это органы особого рода. Политические партии... создаются для защиты классовых интересов вполне определённых социальных групп и классов. Поэтому они непримиримы к оппортунизму, поскольку за ним, стоят другие интересы других социальных групп, слоёв или классов. Советы, наоборот, призваны согласовывать разные интересы ... для совместного решения ... государственных задач.

Если бескомпромиссность партиям делает честь, то Советы созданы для компромиссов ... Если бы под властными структурами в Программе понимали не только Советы, но и РКРП, как правящую партию, то тогда высказанное ... положение было бы верным. Поскольку правящей партии не предполагается, то все рассуждения ... дань КПСС-ной моде..."

 

Почему Суслов решил, что РКРП ставит себя вне рабочего класса, отказывается осуществлять свою руководящую роль? Ответ Суслова на стр. 80 следующий:

"... Процитируем: РКРП ... борется за власть не для себя, а для трудящихся, организует строительство Советской власти, способствует её утверждению и развитию," "борясь за власть своего класса, РКРП будет добиваться большинства в представительных органах рабочих, крестьян и трудовой интеллигенции" …, - из этого следует, что РКРП в Советах органов диктатуры пролетариата не видит и установления диктатуры пролетариата не желает, иначе зачем бы она добивалась большинства не только для рабочих, но и для крестьян, трудовой интеллигенции ... нигде в Программе РКРП даже намёка нет на то, чтобы РКРП была правящей партией, взяла на себя бремя власти... но и ответственность за власть и за положение в обществе..."

 

Суслов выхватывает из текста Программы нужные ему для ложного обвинения слова: "…РКРП борется за власть не для себя...", - игнорируя даже те, что входят в состав одной фразы, истолковывает их ложно так, как ему нужно, а затем с упоением разоблачителя борется со своим же вымыслом. Даже приведённая им фраза побивает его вымысел, поскольку «…организовывать строительство Советской власти, способствовать её утверждению и развитию»можно только, если партия добилась своей борьбой такого влияния, которое обеспечивает ей руководящую роль в системе Советской власти.

 

Но рассмотрим отдельно и выхваченные Сусловым слова: "...РКРП борется за власть не для себя, а для трудящихся", - которые он оценивает, как отказ РКРП от участия во власти, как боязнь "…ответственности за власть и за положение в обществе" и как анархизм.

Ленин в работе «Детская болезнь левизны в коммунизме» (май 1920 г.) кратко и ёмко указал, что диктатуру пролетариата "... осуществляет организованный в Советы пролетариат,которым руководит коммунистическая партия ...” и далее подчеркнул, что "... вся работа партии идёт через Советы, которые объединяют трудящиеся массы ..." То есть партия участвует в осуществлении власти своего класса через своих представителей в Советах и путём проведения необходимой работы во всех слоях трудящихся. В этом смысле РКРП, как и большевики, борется за власть не для партии, а за власть Советов, "...которые объединяют трудящиеся массы...”

Напомню и слова Сталина: «Краеугольным же камнем марксизма является масса, освобождение которой ... является главным условием освобождения личности ... ввиду чего его главный лозунг: "всё для массы"…».

 

Все эти доводы были высказаны Суслову ещё в 1997 г. Несмотря на то, что слова "…РКРП борется за власть не для себя, а для трудящихся” в следующей редакции программы отсутствовали, Суслов не расстался со своим вымыслом об анархизме РКРП.

Почему? – А вот почему: Суслов ещё в 1997 году утверждал, что некоторые положения марксизма-ленинизма уже устарели и не соответствуют уровню развития современного капитализма и буржуазного общества. Уже тогда он утверждал: якобы история развития и поражения диктатуры пролетариата, - указывает, что: место и роль компартии, система выборов, отношения между партией и Советами в государстве диктатуры пролетариата, - должны быть пересмотрены. Ленинские положения якобы устарели, т.к. капитализм из стадии империализма давно, с начала тридцатых годов XX века якобы перерос в новую стадию капитализма – ультраимпериализм.

 

Итак, наконец-то, стали ясны мотивы Суслова его яростной борьбы против РКРП, и можно теперь перейти к рассмотрению его ложных обвинений, по существу. РКРП ведь считает, что нельзя развивать революционный процесс без анализа причин поражения социализма и диктатуры пролетариата. Сравнение выводов РКРП и обвинений Суслова по ним с позиции марксизма-ленинизма должно дать ответ о правомерности нападок Суслова на РКРП, и позволит понять, как и куда "развил” сей «марксист» марксизм-ленинизм.

 

6. ПРИЧИНЫ ПОРАЖЕНИЯ СОЦИАЛИЗМА

(ПО ПОЛОЖЕНИЯМ ПРОГРАММЫ РКРП-РПК)

Суслов утверждает, что "... ни одна из известных компартий до сих пор не дала серьёзного научного анализа причин краха Советской политической системы. Без такого анализа трудно понять, что же произошло и ещё труднее не повторять ошибок прошлого..."

Однако РКРП с первых дней своей деятельности занималась анализом истории развития Советской власти и социализма в СССР с целью выявления причин поражения.

Его результаты даны в программе РКРП-РПК. Сам Суслов косвенно подтверждает это:

"... Из всех компартий РКРП больше других высказалась о прошлом и, пожалуй, больше других прорисовывает будущее ..."

Можно не соглашаться с этими выводами РКРП, но заявлять, что РКРП таким анализом не занималась, необоснованно. Читаем Программу РКРП-РПК:

1. "... В 30-е годы... был осуществлён отход от выборов органов власти через трудовые коллективы... И хотя многие характеристики Советов сохранялись (выдвижение кандидатов в депутаты трудовыми коллективами, высокий удельный вес рабочих м крестьян в депутатском корпусе, периодические отчёты депутатов перед избирателями), тем не менее появились предпосылки формирования парламентской системы, оторванной от трудовых коллективов и позволяющей депутатам, особенно высших уровней, избранным от территории, игнорировать волю трудового народа практически без риска быть отозванными. Неподконтрольность государственной власти трудовым коллективам, её относительная независимость от них способствовали принижению роли трудящихся в управлении обществом, бюрократизации всей системы государственной власти. Социалистический характер Советской власти сохранялся, и власть продолжала действовать в интересах рабочего класса в той мере, в какой руководство коммунистической партии сохраняло верность марксизму-ленинизму..."

2. "... Критическая ситуация, проявившаяся в СССР к началу 90-х годов, сложилась не вдруг. Она обусловлена постепенным изменением соотношения сил, представляющих, с одной стороны, созидательную коммунистическую тенденцию в жизни общества, а с другой - тенденцию разрушительную, мелкобуржуазную. Людские и материальные потери, понесённыев Великой Отечественной войне... напряжение в период восстановления народного хозяйства... борьба... за достижение военно-стратегического паритета ослабили созидательные силы, что способствовало активизации носителей антикоммунистической тенденции... коммунистическая партия отдала в борьбе с фашизмом жизни более трёх миллионов своих лучших бойцов, в то время, как … приспособленцы ... укрепили свои позиции в бюрократическом аппарате.»

3. "… успешное решение ряда крупных задач социалистического развития, в том числе устранение классовых антагонизмов, привело к появлению ... иллюзии непротиворечивости дальнейшего движения вперёд. Эта иллюзия быстрого, без борьбы, достижения высшей фазы – коммунизма - была закреплена в третьей партийной Программе... в 1961 году ... Программа ошибочно провозглашала отказ от диктатуры пролетариата и декларировала общенародный характер таких сугубо классовых институтов, как партия и государство, создавая ... идеологические прикрытия для их мелкобуржуазного перерождения. Имевшие место ошибки и отклонения в строительстве социализма объяснялись субъективно - культом личности. Задача возрождения сущности власти Советов не была даже поставлена, и трудящиеся, уже разобщённые организационно, были и идейно разоружены перед лицом поднимавшейся волны мелкобуржуазности. Это разоружение... обосновывалось официальным провозглашением "окончательной победы социализма в нашей стране".

«.... Были отброшены такие краеугольные камни марксистско-ленинской теории, как учение о классовой борьбе и необходимости диктатуры пролетариата ... вплоть до полного отмирания классов. После отказа партии от диктатуры пролетариата, являющейся главным положением марксизма и главным условием строительства социализма, реставрация капитализма в СССР стала вполне возможна».

4. "…Политическая организация общества продолжала действовать без широкой связи с трудящимися, а такие её проявления, как громоздкость, неэффективность, рост привилегий и коррупции... вызывали недовольство, подрывающее веру в справедливость существующего строя..."

5. "…Партийно-государственное руководство обращалось к общественным наукам... из необходимости оправдания проводимой ими линии. При этом всякая марксистская критика, приравнивалась к буржуазной или ревизионистской пропаганде, а те положения Маркса и Ленина, которые противоречили сложившимся порядкам, игнорировались под предлогом ограниченности основоположников марксизма ..."

6. "…Усиление частнособственнических тенденций подготовило экономическую реформу 1965 года, имевшую разрушительный характер для народного хозяйства. Ориентируя предприятия на объём реализации в рублях и прибыль, они стимулировала групповой эгоизм, материально заинтересовывала производителей выпускать меньше продукции и как можно более дорогой, породила дефицит и инфляцию, усилила неэквивалентность отношений между городом и деревней ... В условиях расцвета теневой экономики происходило буржуазное перерождение в руководстве партии и государства ..."

7. "... руководители оставались вне контроля, постепенно становились над законом, создавали себе различные привилегии, превращаясь в самостоятельную прослойку, оторванную от трудящихся... разрасталась коррупция. Попустительство частнособственническим тенденциям привело к снижению развития производительных сил... Экономика страны переводилась на путь создания рынка капиталов и рынка рабочей силы, что составляет суть капитализма ... серьёзно недооценивались возможности и требования НТР для принципиального совершенствования производительных сил. Качественное отставание ... от развитых капиталистических стран, преодолённое в 30-50-х гг., ... возникло вновь уже на новой стадии развития производства ..."

8. "... отказ от борьбы за продолжение строительства социализма был в теоретическом плане замаскирован и политические закреплён провозглашением надуманного этапа "развитого социализма". Пагубный тезис о "развитом социализме"... был включён в утверждённую * Съездом новую редакцию программы КПСС."

9. «... Вскоре после 27 съезда, коммунистическая стратегия руководством партии была вообще отброшена и заменена "курсом на перестройку - фактический переход к новому общественному строю..."

10. "... Перерождение руководства КПСС, взращивание им под лозунгом политического плюрализма буржуазных и мелкобуржуазных партий... позволили довершить становление парламентской системы... для осуществления диктатуры буржуазии, государственная власть, с благословения антикоммунистического руководства КПСС, под знаком перехода к рынку, повела антинародную политику повышения цен, приватизации, поощрения... капитала…"

 

Продолжение следует.