Информационное сообщение N 27 (1142)

ИНФОРМАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ЦК РКРП ПО РАБОЧЕМУ ДВИЖЕНИЮ

http://imc.rkrp-rpk.ru
Информационное сообщение N 27 (1142)
19 - 26 июля 2021 года

ПРОБЛЕМЫ ВЫПЛАТЫ ЗАРПЛАТЫ, ПЕНСИЙ, ПОСОБИЙ

В результате вмешательства прокуратуры транспортная компания из Нефтеюганска погасила долги по зарплате

Транспортная компания из Нефтеюганска (ХМАО) ООО «Промсервис» за март нынешнего года задолжала своим сотрудникам 450 тысяч рублей, сообщает сайт muksun.fm.
Правоохранители провели проверку соблюдения трудового законодательства в транспортной компании.
Выяснилось, что работники не получили заработную плату за март 2021 года. «Прокуратура потребовала незамедлительно принять меры к погашению задолженности.

В отношении директора компании открыто производство по статье 5.27 КоАП РФ (невыплата в установленный срок заработной платы), сообщили в ведомстве. На данный момент заложенность перед работниками погашена. Ранее сообщалось, что в Нефтеюганске под суд пойдёт гендиректор ООО «Техсервис», который задолжал 11 своим сотрудникам более 1 млн рублей. Хотя у мужчины имелась возможность оплатить работу коллектива в срок, деньгами он распорядился по своему усмотрению.

Работникам ООО «Байкалмост» погасили долги по зарплате

Государственной инспекцией труда в Иркутской области по обращению работников о нарушении их трудовых прав ООО «Байкалмост» в части невыплаты заработной платы и причитающихся при увольнении сумм, была проведена внеплановая проверка, сообщает сайт git38.rostrud.ru.

В ходе проведения проверки был установлен факт невыплаты работникам заработной платы за период сентябрь 2020г. - февраль 2021г. и причитающихся при увольнении сумм, что является нарушением ч. 6 ст. 136 и ч. 1 ст. 140 ТК РФ. По результатам проверки, 41 работникам заработная плата и причитающиеся при увольнении суммы выплачены в полном объеме в размере более 1000000 рублей.

В связи с выявленными нарушениями виновные лица привлечены к административной ответственности. Так же направлена информация в СУ СК РФ по Иркутской области, в отношении генерального директора ООО «БАЙКАЛМОСТ» возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 145.1 УК РФ.

Прокуратура выявила невыплату зарплаты в тамбовском ООО «Жилищная инициатива-5»

Прокуратура Октябрьского района после проверки соблюдения трудовых прав работников ООО «Жилищная инициатива-5» выявила нарушения норм Трудового кодекса РФ. Это касается невыплаты зарплаты сотрудникам компании, сообщает сайт protambov.ru.
Как сообщили в пресс-службе прокуратуры Тамбовской области, по состоянию на 19 мая ООО «Жилищная инициатива-5» задолжало работникам более 5,3 миллионов заработной платы. При том, что срок выплаты - 15.05.2021.

По данному факту возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 6 ст.5. 7 КоАП РФ. В июне дело было рассмотрено. Так, на юридическое лицо был наложен штраф в размере 37 тыс. руб, пояснили в прокуратуре.

Коллективное обращение сотрудников ООО «Белгородгеология»

В государственной инспекцией труда в Белгородской области на рассмотрении находится коллективное обращение сотрудников ООО «Белгородгеология».
В ходе проведения ряда контрольно-надзорных мероприятий установлен факт не выплаты заработной платы работн кам данной организации. В действиях руководителя ООО «Белгородгеология» К.А.С. содержатся признаки состава преступления предусмотренные ст. 1451 УК РФ т.к. период невыплаты заработной платы составляет свыше трех месяцев.
Материалы о невыплате заработной платы работникам ООО «Белгородгеология» направлены в СУ СК РФ по Белгородской области, для принятия процессуального решения, сообщает сайт git31.rostrud.gov.ru.

На «Лисме» пройдет масштабная прокурорская проверка

19 июля первый заместитель прокурора республики Александр Иванов провел встречу с трудовым коллективом ООО «Саранский светотехнический завод «Лисма». Поводом послужила систематическая невыплата заработной платы работникам организации, сообщает сайт www.vsar.ru.

В ходе беседы Александр Иванов обсудил с работниками проблемы невыплаты заработной платы, разъяснил их права на своевременное и полное получение заработной платы и безопасные условия труда, а также способы их защиты, в том числе в судебном порядке.

Первый заместитель прокурора республики ответил на вопросы присутствующих, принял от них заявления, в том числе по вопросу взыскания задолженности по заработной плате в судебном порядке. По обращениям уже организована проверка, по ее результатам буду приняты меры прокурорского реагирования.

Кроме того, Александр Иванов дал поручение управлению по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры республики организовать с привлечением специалистов территориальных органов Роструда, Роспотребнадзора и МЧС России проверку соблюдения трудового законодательства, в том числе об охране труда, санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о пожарной безопасности в цехах, о государственном оборонном заказе, а также дать оценку законности использования организацией арендуемого имущества.

Работникам строительной организации в Сахалинской области выплатили задержанную зарплату

В ходе контрольно-надзорных мероприятий территориальный орган Роструда в Сахалинской области установил, что в ООО СКК «Авита» образовалась задолженность по зарплате за февраль-май 2021 года. Сумма долга перед 54 работниками составила 3,2 млн рублей.

В результате принятых мер выявленная задолженность перед работниками была погашена в полном объеме. За нарушение трудового законодательства работодатель привлечен к административной ответственности, сообщает сайт rostrud.gov.ru.

Роструд помог вернуть 4,5 млн рублей работникам курганской строительно-монтажной организации

Территориальный орган Роструда в Курганской области восстановил права 118 работников АО «СМФ «Гидравлик».

В ходе контрольно-надзорных мероприятий инспектор труда установил, что работодатель допустил образование долга по оплате труда за 1 месяц перед работниками организации, осуществляющей санитарно-технические работы, монтаж отопительных систем и систем кондиционирования воздуха. Сумма долга перед 118 работниками составила 4,5 млн рублей.

В результате исполнения предписания гострудинспекции выявленный долг по оплате труда погашен в полном объеме. За нарушение трудового законодательства работодатель привлечен к административной ответственности, сообщает сайт rostrud.gov.ru.

РОСТРУД РАЗЪЯСНЯЕТ

Роструд уточнил правила отстранения от работы непривитых от коронавируса сотрудников

Юридическое обоснование для освобождения от выполнения должностных обязанностей до конца пандемии имеется в ст. 76 (часть 1, абзац 8) Трудового кодекса. Также, в Федеральном законе №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» указано, что отсутствие профилактических прививок влечёт отказ в приёме на работу или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Из главного:

Вакцинация становится обязательной, если в субъекте вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации отдельных категорий граждан (сотрудников некоторых отраслей).

Положения об обязательной вакцинации не распространяются на тех, у кого есть противопоказания к вакцинации, установленные методическими рекомендациями к порядку проведения вакцинации препаратами «Гам-КОВИД-Вак», «ЭпиВакКорона» и «КовиВак».

Если сотрудник не имеющий противопоказаний к вакцинации, тем не менее не собирается делать прививку, работодатель должен запросить письменный отказ. После этого будет оформлен приказ об отстранении от работы без сохранения заработной платы.

Минтруд и Роспотребнадзор рекомендовали работодателям предоставлять выходной сотрудникам для прохождения вакцинации.

Подробнее тут:

Разъяснения по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учёта процента вакцинированных

1.  Согласно статье 35 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон №52-ФЗ) профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний. Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, установлены Федеральным законом от 17.09.1998 №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее – Федеральный закон №157-ФЗ).

Профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции (далее – COVID-19) внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.12.2020 №1307н).

Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) (далее – постановления) принимают Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона №52-ФЗ и пункт 2 статьи 10 Федерального закона №157-ФЗ).

В постановлениях главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации определены категории (группы) граждан, так называемых «групп риска», которые по роду своей профессиональной деятельности сталкиваются с большим количеством людей, и должны пройти вакцинацию. При вынесении подобных постановлений граждане, подлежащие вакцинации, вправе отказаться от прививок, но в этом случае они должны быть отстранены от выполняемых работ на период эпидемиологического неблагополучия.

В данных постановлениях также указано, что вакцинация не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против COVID-19. Противопоказания должны быть подтверждены медицинским заключением.

Граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (статьи 10, 11 Федерального закона №52-ФЗ).

В связи с ухудшением эпидемиологической ситуации по COVID-19 по состоянию на 23.07.2021 данные постановления приняты в 35 субъектах Российской Федерации.

Вакцинация позволяет снизить риски не только для конкретного привитого работника, но и прервать цепочку распространения заболевания и стабилизировать эпидпроцесс, если прививки получило требуемое для достижения коллективного иммунитета количество граждан.

Работодателям рекомендуется организовать во взаимодействии с профсоюзом (при наличии) разъяснительную работу среди трудового коллектива:

распространить официально размещенную на сайтах Минздрава России, Роспотребнадзора и органа власти субъекта Российской Федерации информацию о текущей эпидситуации в регионе по COVID-19, об эффективности вакцинации против COVID-19, проводимой в целях снижения риска инфицирования и предупреждения развития тяжелых форм заболевания;

использовать личный положительный опыт работников, прошедших вакцинацию (с их согласия);

доводить до работников информацию о применяемых в Российской Федерации вакцинах, о стационарных и передвижных пунктах вакцинации;

предоставлять дополнительное время (выходной день) работникам для прохождения вакцинации (на усмотрение работодателя).

Согласно статье 5 Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, в том числе локальными нормативными актами работодателя. Трудовым законодательством работодателю предоставлены широкие возможности для регулирования вопросов организации труда работников.

Исходя из положений статей 8, 22, 41 Трудового кодекса Российской Федерации повышенные или дополнительные гарантии и компенсации, в том числе по предоставлению дополнительного времени отдыха работникам, проходящим вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом.

Например, дополнительные оплачиваемые дни отдыха с сохранением заработной платы, возможность присоединения их к очередному отпуску.

2. Для контроля за эпидемическим процессом и стабилизации ситуации по заболеваемости COVID-19 необходимо обеспечить уровень коллективного иммунитета не менее 80% от списочного состава коллектива, с учетом лиц, переболевших COVID-19 и вакцинированных (не более 6 месяцев назад), не привитые, имеющие медицинские противопоказания, и прочие должны составлять не более 20% от списочного состава работающих.

К прочим в том числе могут относиться работники:

направленные организацией на обучение с отрывом от работы (на весь период действия постановления), получающие стипендию за счет средств организации;

на весь период действия постановления находящиеся в простоях, а также в неоплаченных отпусках по инициативе работодателя;

находящиеся в отпусках по беременности и родам, в отпусках в связи с усыновлением ребенка со дня рождения усыновленного ребенка, а также в отпуске по уходу за ребенком;

обучающиеся в образовательных организациях и находящиеся в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы, а также работники, поступающие в образовательные организации, находящиеся в отпуске без сохранения заработной платы для сдачи вступительных экзаменов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

не явившиеся на работу по болезни (в течение всего периода болезни до возвращения на работу в соответствии с листками нетрудоспособности или до выбытия по инвалидности);

находящиеся в длительных служебных командировках за границей.

3. Расчет процента вакцинированных работников организациям рекомендуется осуществлять в следующем порядке:

а) кадровое подразделение организации составляет список работников (списочную численность, за исключением вакантных должностей), в который включаются наемные работники, работающие по трудовому договору и выполняющие постоянную, временную или сезонную работу, а также работающие собственники организаций, получающие заработную плату в данной организации;

б) работник, прошедший вакцинацию представляет информацию о вакцинации в кадровое подразделение организации. Данные о прохождении/непрохождении вакцинации относятся к персональным данным и не подлежат распространению без согласия работника;

в) кадровое подразделение организации соотносит суммарную численность работников, предоставивших информацию о свой вакцинации, к списочной численности работников, учитываемую при оценке процента вакцинированных работников организации, и определяет процент вакцинированных работников организации.

Контроль охвата профилактическими прививками органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, может осуществляется различными способами.

Как например, на основании информации, размещаемой юридическим лицом в личном кабинете на сайте органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и сопоставление в автоматическом режиме данных списочного состава сотрудников организаций с данными о вакцинированных и переболевших, зарегистрированных в государственной информационной системе Минздрава России, а также в рамках выборочного контроля в соответствии с законодательством (в том числе при проведении плановых, внеплановых проверок, эпидрасследованиях и прочее).

Принимаемые Российской Федерацией профилактические и противоэпидемические меры в рамках предотвращения распространения COVID-19 вызваны особыми обстоятельствами, носят временный характер и направлены исключительно во благо сохранения здоровья граждан.

Актуальная информация о вакцинопрофилактике COVID-19 размещается на официальном сайте Роспотребнадзора в разделе «COVID-19. Коронавирус. Информация для граждан»в подразделе «Вакцина для профилактики COVID-19».

Кроме того, направляем для использования в работе рекомендации действий для работодателей при принятии главными санитарными врачами субъектов Российской Федерации решений о проведениипрофилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан).

Приложение: на 2 л.

Заместитель Министра труда и социальной защиты
Е.В. Мухтиярова
Заместитель Руководителя Федеральной службы по Российской Федерации надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека
Е.Б. Ежлова