О КУЛЬТУРЕ, БЕСКУЛЬТУРЬЕ, ВОЙНЕ И ПАТРИОТИЗМЕ

Нынешний угар патриотизма чем-то напоминает начало 1-й мировой войны. Тогда были погромы магазинов, сейчас обыватели штурмуют банкоматы, скупают сахар и гречку. Путинское телевидение стало показывать больше советских фильмов военного направления – ведь своих патриотов капитализм не родил, приходится опираться на советское наследство.  

В эпоху контрреволюционной «перестройки» был такой фильм – «Окно в Париж»; смысл его заключался в том, что обитатели коммуналки шагнули прямо в столицу Франции и предались восторгам: «Как хорошо в буржуазном Париже!» Ясно, что на такой основе патриота своей Родины не воспитаешь. Мы не забыли, как буржуазия пошла на разорение страны, сделала её сырьевым довеском Запада. Она плевала на ветеранов войны, которые вынуждены были продавать за бесценок свои ордена. «И христа ради ветеран у вора милостыню просит…», – писал тогда наш пролетарский поэт Борис Гунько. Нынешняя военная опасность должна, казалось бы, сплотить, сблизить, соединить людей. Но как можно сблизить, соединить миллиардера с честным рабочим? Буржуазия никогда не может быть последовательно патриотичной, как бы она ни болтала о любви к родине; её идеологическая основа для этого не годится.  Её патриотизм сводится к защите своих рынков, своих барышей. Вся жизнь при капитализме своей продажностью со всех сторон разъедает патриотизм. Прибыль – вот то, что разрушит любые границы во время войны между буржуазными государствами. Это мы и имеем сейчас. И «подковёрно» всегда идёт торговля интересами своей нации.

Путинская буржуазная власть пока воюет преимущественно контрактниками (так называемая «профессиональная», т.е. наёмная армия). Думается, в т.ч. по причине учёта опыта социалистических революций, буржуазия боится дать оружие в руки широким массам трудящихся. Опыт владения оружием, участия в боевых действиях, привычка к экстремальным и кризисным ситуациям готовит рабочих и всех трудящихся к будущим классовым битвам. У буржуазии же прямо противоположная цель - не допустить этого. Недаром вскоре после создания народных республик ДНР и ЛНР буржуазия постаралась выветрить весь дух «шахтёров и трактористов» - участников народного ополчения. Как-то дружно погибли их наиболее самостоятельные левые полевые командиры (Мозговой, Моторола, Гиви и др.). Власть в провозглашенных как народные республиках все более забюрокрачивается и обуржуазивается, всю верхушку представляют присланные из Москвы послушные  кадры. 

Очень многие из тех, кто считался представителями нынешней буржуазной культуры, разбежались из потревоженного войной муравейника по заграницам. Как говорил в своё время тот же Гунько, «культура сбежала, предав свой народ» (хотя называть представителями культуры этих поп-деятелей как-то не хочется). В условиях, когда наша страна «отъезжает» от США и от НАТО, куда нынешнее российское руководство стремилось ещё 20 лет назад, из страны бегут не только эстрадные певцы, но и «айтишники» (десятками тысяч), и некоторые отряды буржуазии. Теперь смылся даже Чубайс со своей киношницей Дуней.

В это время студия «Союз» 26 марта провела свой очередной концерт, на котором, помимо остальной тематики, прозвучали стихи Маяковского о Парижской Коммуне и стихи Гунько, посвящённые Международному женскому дню и коммунизму. Но Союз не имеет доступа к широкой аудитории.

В своё время, в 1950-е годы, известный советский писатель Лев Кассиль выпустил брошюру «Дело вкуса», где выступал против отдельных проявлений бескультурья, заниженных мещанских вкусов и пошлости. Нашего советского писателя хватил бы удар, погрузись он сейчас в мутное варево сплошной пошлости и бескультурья, в котором нам приходится жить в условиях буржуазного общества. Детей настолько отучили читать, что они не могут осилить Жюль Верна. Самые «продвинутые» по буржуазной линии библиотекари подсовывают юным читателям абсолютно низкопробного Нила Геймана – смесь абсурдизма, «ужастика» и натурализма, который ничему хорошему детей не научит. Молодёжь не знает историю, плохо знает классическую литературу и музыку – а это основа культуры.

В советское время все имели доступ к сокровищам выработанной человечеством великой культуры – было бы желание к ней прикоснуться. А буржуям культурные люди не нужны, и они воспитывают тупых бездуховных потребителей. Культурные, высокодуховные, способные на подвиг во имя высокой идеи люди буржуазии не только не требуются, но даже могут быть для неё опасны. Ведь только такие способны подняться до любви к коммунизму, понять интересы пролетариата как могильщика буржуазии и красоту идеи равенства

В. Басистова и Г. Алёхин
Москва