СЭВ – опыт экономической интеграции социалистических стран

От редакции: В этом году исполнилось 70 лет со дня проведения знаменательного Международного экономического совещания в Москве.  В этом совещании участвовали все страны, входящие в Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), а также и представители деловых кругов ряда капиталистических стран, включая США. Но для того, чтобы понять задачи и роль этого совещания, давайте вспомним ситуацию в мировой экономике и, в частности, в странах социалистического содружества в том, 1952 году.



Многим, наверное, приходилось слышать такие заявления, что в советское время Советский Союз, мол, шёл в экономике своим путем, отдельным от всего мира. Несмотря на популярность этого мифа среди определенного круга, сложно придумать более нелепое и легко опровергаемое утверждение. Ведь прекрасно известно, что после победы во Второй мировой войне возникло содружество социалистических государств, включавшее в себя значительную часть населения земного шара. Также и среди развивающихся стран (т.е. бывших колониальных стран, добившихся независимости зачастую при поддержке СССР), многие ориентировались именно на социалистический путь развития.

Впрочем, на самом деле важно не только количество, но и качество. Поэтому то, что до войны СССР был единственным социалистическим государством, не означало, конечно, его ущербности, а как раз наоборот, делало нашей стране честь, как первой стране, создавшей общество нового типа, более развитое и свободное от эксплуатации человека человеком. С другой стороны, создание целой мировой системы социализма не предотвратило, к сожалению, контрреволюционных переворотов в большинстве социалистических стран во второй половине 1980-х – начале 90-х годов, в том числе, и в самом СССР.

Но это тема отдельного исследования. Нас же здесь интересует вопрос об экономическом сотрудничестве социалистических стран и тех интеграционных процессах, которые происходили в социалистическом лагере.

В январе 1949 г. был создан Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ) – организация экономического сотрудничества социалистических стран. В СЭВ сначала входили СССР и социалистические страны Восточной Европы,  позже в состав СЭВ вошли Монголия, Куба, Вьетнам, а ряд других стран участвовали в работе СЭВ частично, в статусе наблюдателей).

Причины создания СЭВ и его задачи

Важнейший признак социалистической экономики – её плановость. Вполне естественно, что после выхода социализма за пределы одной страны и образования мировой социалистической системы,  встал вопрос о распространении экономического планирования на всё содружество социалистических стран. Но поскольку речь шла о независимых государствах, то строгое применение принципа централизованного планирования было невозможно, и была создана международная организация для координации экономической политики и взаимопомощи социалистических государств.

Задачи СЭВ были следующие:

1. Согласование экономических планов государств-участников.

2. Развитие разделения труда между странами.

3. Организация торговли между странами – членами СЭВ.

Важной целью СЭВ было поднять  отстающие страны до уровня передовых индустриально развитых стран. Вначале в СЭВ только три страны – СССР, ГДР и Чехословакия – являлись индустриально развитыми. Но к 70-м годам сильная промышленность и наука – во многом благодаря деятельности СЭВ, существовали уже во всех странах – членах СЭВ. В этом отношении политика СЭВ продолжала политику, проводимую большевиками внутри Советского Союза на выравнивание уровня развития союзных республик, без чего невозможно их действительное, а не формальное равноправие.

 Здесь мы видим одно из отличий СЭВ от, например, нынешнего ЕС, в котором государства разделены на группы: есть заправилы ЕС (крупные империалистические страны, как ФРГ и Франция), которые эксплуатируют остальных участников; есть страны второго эшелона; а есть страны, находящиеся на уровне почти что колонии, как Греция или некоторые бывшие соцстраны Восточной Европы,  собственная промышленность которых разрушена по указанию руководящих органов Евросоюза и которым отведена роль поставщика дешевой рабочей силы и источника сырья, в лучше случае – курорта для богачей из метрополии. И политика ЕС направлена на не на уменьшение, а на сохранение и увеличение этого различия.

Переводной рубль – международная валюта СЭВ

При изучении экономической политики и деятельности СЭВ большой интерес представляет история «клирингового», а затем переводного рубля, как валюты для расчетов между странами СЭВ. Основной международной  валютой был тогда американский доллар. Но для социалистических стран не было никакого резона использовать доллар в расчетах между собой – это означало попасть в зависимость от враждебного капиталистического лагеря. Поэтому первоначально использовались бартерные (клиринговые) схемы. Объем поставок оценивался в советских рублях, образовавшееся сальдо в расчетах между двумя странами должно было затем быть погашено дополнительными поставками. Но это сальдо нельзя было использовать для приобретения продукции в третьих странах. Это делало такую схему расчетов неудобной и вызывало потребность в появлении своей международной валюты для СЭВ (примерно по такой же логике, собственно, человечество и перешло много веков назад от прямого продуктообмена к товарно-денежному обращению).

Поэтому сначала перешли к схемам трехстороннего и многостороннего клиринга с многосторонними взаимозачетами. Например, представим, что Польша должна по сальдо взаимных товарных поставок 100 млн. рублей ГДР, ГДР должна 100 млн. Советскому Союзу, а Советский Союз должен 100 млн. Польше – происходит трехсторонний взаимозачет - и никто уже никому ничего не должен. Эти схемы осуществлялись также в рублях на счетах стран-участниц в специально созданной Расчетной палате. Этот рубль получил название «клирингового рубля».

А с 1964 г. взамен клирингового был введен переводной рубль – практически полноценная международная валюта внутри СЭВ. В переводных рублях можно было оплачивать товары и услуги, определять цены, выдавать кредиты. Никаких взаимозачетов производить уже не надо было, излишек рублей можно было накапливать и потом покупать ни них то, что тебе надо в любой стране СЭВ. Использовалась эта валюта между государствами-участниками, среди населения переводной рубль не ходил.  Также он не использовался в расчетах с капиталистическими странами. Но в пределах СЭВ (а это к тому времени составляло 1/3 мировой экономики) его смело можно назвать настоящей международной валютой. Для осуществления операций в переводных рублях был образован Международный банк экономического сотрудничества (МБЭС). В 1970 г. был создан Международный инвестиционный банк, который выдавал кредиты в переводных рублях странам-участникам для реализации инвестиционных проектов.

И вот, с развитием механизма и инструментов  расчётов между странами СЭВ появилась возможность полностью отказаться от использования доллара в этих расчётах. Именно для этого решения и было созвано Международное экономическое совещание в 1952 году. Попутно на нём обсуждались и решались и другие важные вопросы международных экономических отношений. Для нас же важный итог и историческое значение этого совещания является то, что сама возможность выйти из-под экономической (а значит – и из под политической) зависимости стран от диктата наиболее сильных империалистических государств оказалась реально осуществлённой именно и только  социалистическими странами на пути их экономической интеграции.

Организация СЭВ

Система руководящих органов СЭВ включала в себя:

- собиравшийся на ежегодные сессии Совет СЭВ, в котором делегации стран возглавлялись главами правительств либо лидерами коммунистических партий стран;

- Исполнительный комитет — главный исполнительный орган СЭВ, состоящий из представителей стран-членов на уровне заместителей глав правительств, по одному от каждой страны;

- Секретариат СЭВ, непосредственно руководящий повседневной экономической и административной работой СЭВ (руководитель Секретариата - Секретарь СЭВ считался главным должностным лицом организации);

- различные комитеты и комиссии, занимавшиеся отнесенными к их ведению вопросами.

Секретариат СЭВ располагался в Москве.

В СЭВ не было правила обязательного подчинения стран-участниц решениям организации. Каждая страна сам решала, в каких программах СЭВ участвовать, а в каких нет. Т.е. СЭВ был весьма мягким объединением, без возможности принятия руководящими органами СЭВ обязательных для всех решений.

Все ли возможное было сделано?

Возможно, следовало усилить интеграцию стран социалистического содружества, не только в рамках СЭВ и Варшавского договора (военная организация), но и вплоть до шагов по соединению в единое социалистическое  государство. По крайней мере, можно было бы рассмотреть введение общей валюты, единых вооруженных сил и общего директивного экономического планирования по стратегическим направлениям. Ведь в 1922 г. при образовании СССР было определённо провозглашено, что Советский Союз в его исходных границах – это только первый шаг к всемирному Союзу социалистических республик.

Одним из доводов в пользу более тесного экономического объединения служит то, что описанная выше схема с переводными рублями, при всем её несомненном положительном отличии от обмена за доллары, все-таки представляет собой явный инструмент товарно-денежных отношений, от которых в ходе развития  социализма надо уходить в сторону планового продуктообмена и распределения. А при сохранении отдельных национальных экономик со своими отдельными собственниками средств производства (пускай даже это не капиталисты, а народ данной страны) и своими независимыми органами управления неизбежно и сохранение товарно-денежных отношений между ними.

Понятное дело, что сразу после победы народной демократии в странах Восточной Европы переходить к таким радикальным интеграционным процессам было преждевременно (это могло быть воспринято в той же Польше и других странах как поглощение их стран Советской Россией и использовано буржуазными националистами против коммунистов). Но в 1970-х годах, наверное, уже можно было идти к более тесной интеграции, если, конечно, не плыть по течению, а, будучи вооруженными марксистско-ленинской теорией, смело проводить назревшие прогрессивные реформы.

В любом случае, опыт СЭВ будет полезен для будущего содружества социалистических стран.

А. Шмагирев, кандидат экономических наук